Заключение Аппарата Правительства РФ
на проект федерального закона N 295503-5 "Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера", вносимый депутатами Государственной Думы О.В. Морозовым, С.С. Журовой, Н.В. Герасимовой, Г.П. Ивлиевым и другими
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается определить правовые основы государственного регулирования деятельности, связанной с оборотом на территории Российской Федерации продукции эротического и порнографического характера, и установить ограничения осуществления данной деятельности. Для этого предусматривается наделение Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по государственному регулированию деятельности, связанной с оборотом на территории Российской Федерации продукции эротического и порнографического характера, организацией и проведением мероприятий эротического характера.
В статье 2 законопроекта дается определение понятий порнографии и эротики. Однако критерии разграничения этих понятий не позволяют однозначно идентифицировать объекты устанавливаемых правовых режимов ограниченной оборотоспособности, что в случае принятия законопроекта повлечет за собой произвольное субъективное толкование и применение положений законопроекта.
Разрешительный порядок осуществления отдельных видов деятельности является ограничением правоспособности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и, следовательно, в соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации не только случаи, но и порядок такого ограничения должны быть предусмотрены федеральным законом. Однако законопроект не содержит положений, регламентирующих основания и порядок выдачи, отказа в выдаче и переоформления соответствующего разрешения.
Кроме того, не ясно, почему законопроектом предлагается распространить разрешительный порядок только на деятельность по розничной продаже и (или) сдаче в прокат продукции эротического и порнографического характера, а не на оборот указанной продукции в целом.
Принятие данного федерального закона повлечет необходимость выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета, в частности, на увеличение предельной численности работников органа, уполномоченного на осуществление функций по проведению государственной экспертизы продукции эротического и порнографического характера, а также контроля и надзора за деятельностью, связанной с оборотом указанной продукции. Согласно статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае принятия федерального закона, предусматривающего увеличение финансирования по существующим видам расходов, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок их финансирования. Однако законопроект таких положений не содержит.
Кроме того, по законопроекту имеются замечания юридико-технического характера. Так, частью 2 статьи 14 законопроекта устанавливается, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля и надзора, применяются положения Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Однако указанный Федеральный закон утратил силу. С 1 мая 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
С учетом изложенного законопроект требует доработки.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.