Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 296027-5 "О внесении изменения в статью 169 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 169 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" направлен на совершенствование налогового законодательства Российской Федерации с целью создания условий для добросовестных налогоплательщиков по более полной реализации права на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, для налоговых органов по борьбе с недобросовестными налогоплательщиками.
Статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации установлены требования, предъявляемые к счету-фактуре - основному документу, служащему основанием для покупателя принять к вычету суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), предъявленные продавцом товаров (работ, услуг).
В пунктах 5, 5.1, 6 указанной статьи перечислены обязательные реквизиты, которые должен содержать счет-фактура. Согласно пункту 2 статьи 169 счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного порядка, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету или возмещению.
На первый взгляд, требования, установленные статьей 169, не вызывают никаких трудностей, однако на практике огромное количество стабильно работающих предприятий столкнулись с неразрешимой на сегодняшний день проблемой.
По результатам налоговых проверок налоговые органы предъявляют предприятиям к уплате НДС, ранее принятый к вычету, в отношении продукции, приобретенной якобы у "фирм-однодневок". Так, в Кировской области более чем десяти крупным промышленным предприятиям предъявлены суммы НДС на десятки миллионов рублей. Налоговыми органами в качестве основания используется формальное несоответствие счета-фактуры требованиям статьи 169, а именно - подписание счетов-фактур поставщиков за руководителя и главного бухгалтера так называемыми "неустановленными лицами". В результате уплаченный поставщику НДС признается документально неподтвержденным.
Указанные факты налоговые органы подтверждают в порядке оперативно-розыскных мероприятий, проводимых совместно с органами УВД, в ходе опросов физических лиц, числящихся руководителями организаций-поставщиков, а также результатами почерковедческих экспертиз.
Предприятия в ходе своей коммерческой деятельности лишены реальной возможности устанавливать подлинность подписей на счетах-фактурах. В отличие от правоохранительных органов предприятия не имеют ни права, ни возможности производить допросы, отбирать образцы почерка, требовать предоставления документов и т.д. Покупатель, убедившись из открытых официальных источников в том, что организация-поставщик действительно зарегистрирована, поставлена на налоговый учет, не может знать о том, что учредители и руководители организации в дальнейшем будут заявлять о непричастности к ее деятельности.
Возложение на налогоплательщиков обязанности по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью поставщиков противоречит не только Налоговому кодексу, но и Конституции Российской Федерации, которая провозглашает свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции и обязывает органы государственной власти и должностных лиц соблюдать Конституцию РФ и законы.
Курс на модернизацию экономики, обозначенный в послании Президента РФ, требует принятия менеджментом организаций быстрых и качественных решений. Оперативность решений достигается в том числе при помощи информационных технологий. В настоящее время открытость Единого государственного реестра юридических лиц обеспечивается путем размещения данных, содержащихся в нем, в сети Интернет на сайте ФНС России. Налогоплательщику при выборе контрагента необходимо предоставить законодательно подкрепленную возможность руководствоваться сведениями, опубликованными в соответствии с действующим законодательством о государственной регистрации. Принятие решений о выборе поставщика и заключении договора не должно быть поставлено в зависимость от личных знакомств, возможности изучения подписей и паспортных данных руководителя и главного бухгалтера поставщика.
Налоговые органы имеют множество законных средств, методов и возможностей борьбы с "фирмами-однодневками", в частности на основании статьи 61 Гражданского кодекса РФ, статьи 76 Налогового кодекса РФ, статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Бороться со схемами ухода от налогов необходимо, но только в том случае, если такая схема выявлена налоговыми органами и установлены ее участники. В этом случае бюджету страны причиняется ущерб, который необходимо компенсировать за счет участников схемы.
Для разрешения конфликтной ситуации предлагается внести изменение в пункт 2 статьи 169 Налогового кодекса РФ.
Измененная формулировка даст возможность направить усилия налоговых органов на борьбу с лицами, действительно уклоняющимися от уплаты налогов, и защитит права добросовестных налогоплательщиков.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 169 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменения в статью 169 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 169 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 169 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.