Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 163864-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральный закон N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" вступил в действие 29 июня 2002 года. В настоящее время в него внесены изменения в соответствии с федеральными законами N 199-ФЗ, N 258-ФЗ и N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".
К настоящему времени при подготовке нормативных актов, определенных законом, при реализации отдельных положений закона выявились законодательно неурегулированные моменты в части отсутствия механизмов обеспечения сохранности объектов культурного наследия при различных сделках с объектами культурного наследия, отсутствия определения порядка доступа граждан к объектам культурного наследия, отсутствия системы мер по компенсации добросовестным собственникам объектов культурного наследия средств, направляемых на реставрацию и иные меры по сохранению объекта культурного наследия.
Указанными федеральными законами предусмотрена обязательность заключения охранного обязательства только для случаев приватизации объекта культурного наследия и для случаев передачи объекта культурного наследия в аренду или в безвозмездное пользование, что значительно сужает сферу применения требований по сохранению объектов наследия.
Действующий Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"- (далее - Закон) не содержит норм, обеспечивающих неразрывную связь объекта наследия и его территории (земельного участка в границах объекта наследия), не обеспечивает в полной мере наличие информации об объекте культурного наследия как об объекте недвижимого имущества, состоящем в государственном кадастре недвижимости, а также не предусматривает внесение сведений об особенностях объекта культурного наследия, об ограничениях (обременениях) прав в отношении объекта в указанный государственный кадастр недвижимости и в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Предлагаемым законопроектом уточняется понятие объекта культурного наследия как единого объекта недвижимости, состоящего из зданий, строений, сооружений и земельного участка, а также предлагается создание системы государственного учета объектов культурного наследия, основанной на взаимосвязи сведений об объекте, включаемых в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, со сведениями об этом объекте, содержащимися в государственном кадастре недвижимости и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Законопроектом устанавливается обязательность ограничения (обременения) прав собственности и иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями по сохранению данного объекта, по его содержанию и использованию, а также требованиями по обеспечению доступа к объекту культурного наследия. Указанные ограничения (обременения) устанавливаются для всех объектов культурного наследия.
В связи с тем, что Закон содержит ограниченное число случаев обязательности заключения охранного обязательства, законопроект устанавливает вместо охранных обязательств обязательства по исполнению указанных выше требований при осуществлении любых сделок по распоряжению объектами культурного наследия (отчуждение из государственной или муниципальной собственности, передача прав владения и (или) пользования объектом) путем включения указанных требований в качестве существенных условий договоров купли-продажи, аренды, доверительного управления, безвозмездного пользования и других актов, предусматривающих оформление перехода права собственности или пользования на объекты культурного наследия.
Проектом устанавливаются требования к порядку заключения договоров купли-продажи, аренды, доверительного управления, безвозмездного пользования объектами культурного наследия, а также к порядку проведения конкурсов на право заключения таких договоров.
Проектом устанавливается порядок применения санкций в отношении собственника (пользователя), в том числе, порядок прекращения права собственности (пользования) на объект культурного наследия в случае несоблюдения собственником установленных в отношении данного объекта ограничений (обременений) прав или совершении действий, угрожающих сохранности данного объекта.
Проектом вводятся нормы, регламентирующие характер использования объектов наследия, устанавливаются требования к собственникам, обладателям вещного права на объект культурного наследия по обязательному страхованию за свой счет риска случайной гибели и (или) случайного повреждения объекта культурного наследия, а также предусматривается создание саморегулируемых организаций реставраторов.
В проекте устанавливаются полномочия федерального органа контроля за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, в области государственного контроля за сохранением и использованием объектов культурного наследия.
Законопроектом устанавливается порядок доступа граждан к объектам культурного наследия, условия которого определяются органом охраны объектов культурного наследия с учетом предложений собственника (пользователя) объекта культурного наследия. Поскольку в процессе реализации данного права затрагиваются интересы юридических и физических лиц, а применительно к жилым помещениям и домам - конституционное право на неприкосновенность жилища, порядок доступа предлагается устанавливать дифференцированно с учетом указанных прав.
Законопроектом устанавливаются случаи обязательного доступа в памятники и случаи, когда собственник или пользователь объекта культурного наследия устанавливает условия доступа в объект наследия самостоятельно по согласованию с органом охраны объектов наследия.
Имеющаяся в статье 14 Закона норма о предоставлении компенсации собственнику объекта культурного наследия произведенных им затрат на сохранение объекта культурного наследия федерального значения за счет средств федерального бюджета, не реализована и нуждается в изменении.
Проектом предусматриваются нормы по реализации установленных компенсаций, в том числе за счет установления налоговых льгот в отношении собственников (пользователей) объектов культурного наследия, выполняющих требования по сохранению объекта культурного наследия, а также за счет предоставления бюджетных субсидий, компенсаций собственникам (пользователям) объектов культурного наследия в целях возмещения понесенных ими затрат или для финансирования работ по сохранению таких объектов.
Учитывая неоднократные обращения общественных организаций с просьбой обеспечить реализацию нормы статьи 44 Конституции Российской Федерации об обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, проектом вводится процедура общественного обсуждения заключения историко-культурной экспертизы по вопросам исключения объекта культурного наследия из Реестра, отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, включения объекта в Список всемирного культурного и природного наследия и об изменении категории объекта культурного наследия. Предусматривается организация указанных общественных обсуждений Общественной Палатой Российской Федерации.
Законопроект написан с максимальным применением норм прямого действия.
В целях реализации поставленных задач проектом вносятся изменения в федеральные законы о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о приватизации государственного и муниципального имущества, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, об исполнительном производстве, о несостоятельности (банкротстве), об оценочной деятельности, об Общественной палате, а также в Гражданский кодекс, Градостроительный кодекс, Бюджетный кодекс и Налоговый кодекс Российской Федерации, в кодексы Российской Федерации об уголовных и административных правонарушениях.
Реализация закона позволит обеспечить экономию средств бюджетов всех уровней на содержание и сохранение объектов культурного наследия за счет их вовлечения в хозяйственный оборот, а также позволит получить в бюджеты всех уровней доходы от приватизации объектов культурного наследия, передачи их в аренду и по концессионному соглашению.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация норм указанного проекта федерального закона позволит существенно сократить затраты бюджетов всех уровней на осуществление мероприятий по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, о чем свидетельствует приведенный ниже ориентировочный расчет.
По данным Министерства культуры Российской Федерации под государственной охраной находятся более 88 тысяч объектов культурного наследия, многие из которых находятся в неудовлетворительном и аварийном состоянии. Из указанного числа объектов культурного наследия памятниками архитектуры и истории являются порядка 57 тысяч объектов, из них 11 тысяч являются памятниками религиозного назначения, 31 тысяча объектов являются объектами археологического наследия.
Расходы на сохранение и государственную охрану одного объекта культурного наследия оцениваются в размере от 1 до 7 миллионов рублей в год в зависимости от вида объекта.
Расходы на осуществление мероприятий по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия оцениваются в среднем в 430 миллиардов рублей в год.
Введение в действие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" позволит вовлечь объекты культурного наследия в гражданский оборот, в том числе позволит приватизировать, передать по концессионному соглашению, сдать в аренду около 30 тысяч объектов. Таким образом, затраты на сохранение (в том числе, на реставрацию) и содержание таких объектов культурного наследия будут осуществляться за счет лиц, к которым перейдут права собственности (пользования) на объекты культурного наследия.
Экономия средств бюджетов всех уровней на содержание и сохранение объектов культурного наследия за счет их вовлечения в хозяйственный оборот составит 220 млрд. рублей в год.
Предусмотренные проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и в иные законодательные акты Российской Федерации" меры по предоставлению налоговых льгот собственникам (пользователям) объектов культурного наследия, осуществляющим исполнение требований в отношении объекта культурного наследия, по предоставлению бюджетных субсидий и компенсаций собственникам (пользователям) объектов культурного наследия в целях возмещения затрат или для финансирования работ по сохранению таких объектов, будут составлять порядка 210 млрд. рублей в год.
Ожидаемые поступления в бюджеты всех уровней от приватизации объектов культурного наследия, передачи объектов культурного наследия в аренду и по концессионному соглашению составят около 300 миллионов рублей в год в расчете один миллион рублей в год от одного объекта наследия.
Таким образом, общий ожидаемый доход бюджетов всех уровней от реализации указанного проекта федерального закона составит 520 млрд. рублей в год.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.