Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 191546-5 "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Досье на проект федерального закона
С 1 января 2009 года в полном объеме вступило в силу общее правило, согласно которому прием в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования и высшего профессионального образования для обучения соответственно по образовательным программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата и программам подготовки специалиста осуществляется на основании результатов единого государственного экзамена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации в области образования.
Действующим законодательством Российской Федерации в области образования предусмотрен ряд исключений из этого правила.
Так, например:
- иностранным гражданам предоставляется право поступления в вышеуказанные образовательные учреждения по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательным учреждением;
- прием в высшие учебные заведения лиц, имеющих среднее профессиональное образование, для обучения по сокращенным программам бакалавриата соответствующего профиля осуществляется по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются высшим учебным заведением.
Вместе с тем, установленные исключения не в полной мере обеспечивают права всех граждан на получение соответствующего уровня образования. Это касается, в первую очередь, так называемых "выпускников прошлых лет", освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования до 1 января 2009 года.
Часть из них проходила государственную (итоговую) аттестацию до введения единого государственного экзамена, другая часть имеет результаты единого государственного экзамена лишь по общеобязательным предметам ("русский язык" и "математика").
Несмотря на то, что действующим законодательством таким гражданам предоставляется право сдавать единый государственный экзамен в последующие годы в период проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, эта ситуация вызывает дополнительные затруднения для граждан при реализации своего права на получение соответствующего уровня образования.
Кроме того, данная ситуация ставит указанную категорию граждан (прошедших государственную (итоговую) аттестацию ранее) в неравное положение с теми обучающимися, которые только еще должны будут ее пройти.
Фактически "выпускники прошлых лет" должны будут заново проходить процедуру государственной (итоговой) аттестации, а для выпускников текущего года результаты единого государственного экзамена будут одновременно и формой государственной (итоговой) аттестации, и результатами вступительных испытаний.
Как представляется, требование о приеме в образовательные учреждения среднего профессионального образования и высшего профессионального образования на основании результатов единого государственного экзамена не должно в обязательной форме распространяться на граждан, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования до 1 января 2009 года.
Таким гражданам должно быть предоставлено право выбора формы вступительных испытаний в указанные образовательные учреждения.
Принимая во внимание вышеизложенное, проект федерального закона предлагает установить, что прием в образовательные учреждения среднего профессионального образования и высшего профессионального образования лиц, успешно завершивших обучение по образовательным программам среднего (полного) общего образования или среднего профессионального образования до 1 января 2009 года, для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования (на базе среднего (полного) общего образования), программам бакалавриата и программам подготовки специалиста осуществляется на основании результатов вступительных испытаний, проводимых образовательным учреждением. При этом при наличии результатов единого государственного экзамена они, по желанию указанных лиц, признаются образовательными учреждениями как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" не потребует дополнительных расходов средств из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.