Медосмотры водителей, предрейсовые и послерейсовые
В.П. Ющин,
эксперт журнала
"Отдел кадров коммерческой организации"
Журнал "Отдел кадров коммерческой организации", N 1, январь 2016 г., с. 22-31.
Водители - особая категория работников, так как их рабочее место - транспортное средство, которое, в свою очередь, является источником повышенной опасности. Эти работники должны быть здоровы, ведь, казалось бы, незначительные нарушения в работе организма, например, чуть повышенное давление, могут привести к тяжелым последствиям как для самого водителя, так и для окружающих его - граждан, которых он перевозит, или иных участников дорожного движения. Чтобы свести к минимуму число ДТП по данной причине, законодательно предусмотрены медицинские осмотры для водителей. Причем они должны проходить медосмотры не только при приеме на работу или в течение трудовой деятельности, но и перед каждым выездом на линию, и после завершения смены. О так называемых предрейсовых и послерейсовых медосмотрах и поговорим сегодня.
На основании ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, а также проведение обязательных медицинских осмотров в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и мероприятий по совершенствованию навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях водителями транспортных средств.
Значит, требования по проведению медицинских осмотров водителей должны выполняться в любой организации (у любого предпринимателя), которые эксплуатируют транспортные средства, вне зависимости от осуществляемого вида деятельности. То есть, если в штате имеется хотя бы один "офисный" водитель, необходимо позаботиться о проведении медицинских осмотров.
При аренде транспортных средств организация также должна исполнить обязанность по проведению медосмотра. Отметим, что некоторые суды считают иначе и говорят, что если организация заключила договор оказания услуг, согласно которому транспортной компанией предоставляется транспортное средство вместе с водителем, организовывать проведение медосмотров она не обязана (Постановление Калужского областного суда от 24.01.2013 по делу N 4-А-8/2013). Поэтому рекомендуем включить условие о том, кто будет следить за организацией и проведением таковых, в договор.
Поскольку разговор сегодня идет о предрейсовых и послерейсовых медосмотрах, назовем нормативные акты, регламентирующие проведение именно этих видов медосмотров:
- Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров" (далее - Порядок);
- Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств" (далее - Письмо N 2510/9468-03-32);
- Приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств", которым утверждена инструкция о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей авто.
Обратите внимание! Требование о прохождении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами (п. 4 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).
Кто проводит медосмотр?
На основании п. 8 Порядка предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по таким осмотрам:
- медработниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование;
- медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медработником, состоящим в штате работодателя).
Примечание. Согласно ст. 212, 213 ТК РФ и п. 5 ст. 23 Закона N 196-ФЗ организация медосмотров возлагается на работодателя и проводится за его счет.
Если медосмотры будут проводиться штатным медработником, придется получать лицензию на осуществление медицинской деятельности. Такой вывод можно сделать из ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которой медицинская деятельность (за исключением осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории центра "Сколково") отнесена к лицензируемой, и Письма Минэкономразвития РФ от 22.12.2008 N Д05-587, в силу которого предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры могут проводиться индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами только при наличии лицензии на право осуществления данных работ и услуг в составе медицинской деятельности.
К сведению. Медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые, предсменные, послесменные) включены в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и подлежащих лицензированию, Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.
Долгое время позиция официальных органов и судов по вопросу о необходимости получения работодателем лицензии в приведенной ситуации оставалась неоднозначной. В частности, контролирующие органы, как правило, привлекали к ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)) организации, штатные медицинские сотрудники которых проводили медосмотры водителей, не имея при этом лицензии на медицинскую деятельность. Однако суды вставали на сторону работодателей и указывали, что в такой ситуации лицензия на медицинскую деятельность не требуется. В судебных актах отмечалось, что предрейсовые осмотры водителей автотранспортных средств могут проводиться медицинским персоналом организации при наличии соответствующего сертификата и необходимость иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности в таком случае отсутствует (см., например, постановления ФАС МО от 17.03.2010 N КА-А40/2021-10, ФАС СКО от 24.11.2010 N А53-6995/2010).
Теперь неоднозначности нет, поскольку в п. 8 Порядка прямо установлено требование о наличии такой лицензии у работодателя, в штате которого состоит работник, проводящий предрейсовые и послерейсовые медосмотры.
Заметим, что помимо получения лицензии работодателю придется организовать рабочее место медработнику, осуществляющему проведение медосмотров. В частности, на основании типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (приложение 2 к Письму N 2510/9468-03-32) для проведения названных осмотров необходимо помещение, состоящее не менее чем из двух комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред. Помещение должно быть оснащено следующими медицинскими приборами, оборудованием и мебелью (минимально):
- кушетка медицинская, письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;
- прибор для определения артериального давления - 2 шт., термометр - 3 шт., стетофонендоскоп - 2 шт.;
- прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе - 2 шт.;
- алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики (постоянный запас в количестве: алкометры - 2 шт., экспресс-тесты - 10 шт.);
- шпатели медицинские - 10 шт.;
- сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи - 1 шт.
Отметим, что данный вариант предпочтителен для крупных компаний, осуществляющих транспортные перевозки (как грузов, так и пассажиров). Для небольших организаций и организаций, имеющих в штате одного или двух водителей, подойдет другой вариант - заключение договора об оказании услуг с медицинской организацией. Такой способ проведения предрейсовых, послерейсовых медосмотров не потребует затрат на получение лицензии, оснащение медицинского кабинета, содержание штатного медработника.
Выбирая медицинскую организацию, следует обращать внимание не на форму собственности или организационно-правовую форму (она может быть как муниципальной, так и частной), а на наличие лицензии на проведение необходимых сотрудникам вашей организации осмотров.
К сведению. Наличие лицензии можно проверить на сайте Росздравнадзора, поскольку именно это ведомство формирует реестр лицензий на право ведения медицинской деятельности (Приказ Минздрава РФ от 21.12.2012 N 1341н).
Кроме этого, обратите внимание на условия договора, заключаемого с медицинским учреждением. В договоре должен быть зафиксирован режим работы медсотрудника (по согласованию с руководителем организации), а также обязанности медорганизации:
- по обеспечению методического руководства и контроля за деятельностью медработника, осуществляющего медосмотры водителей;
- по повышению квалификации медработника, проводящего медосмотры;
- по предоставлению отчетов по результатам медосмотров (определить порядок и сроки);
- по заполнению журнала медосмотров.
Порядок проведения медосмотров
Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. А послесменные, послерейсовые - по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
К сведению. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы водителя, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Послерейсовые осмотры проводятся в течение всего времени работы водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
На основании п. 10 Порядка предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся следующим образом.
Первым делом медработник осуществляет визуальный осмотр (как водитель заходит в кабинет - походка, внешний вид, поведение), проводит опрос о состоянии здоровья и осмотр видимых слизистых и кожных покровов (обращается внимание на наличие расчесов, следов от инъекций на руках, бледность или покраснение кожных покровов, состояние зрачков (сужены или расширены) и пр.). Затем обязательно измеряются артериальное давление и пульс. В случае регистрации у работника отклонения величины как первого, так и второго показателя проводится повторное исследование (не более 2 раз с интервалом не менее 20 минут). Отметим, что для водителей, больных гипертонической болезнью, определяется индивидуальная норма артериального давления по результатам замеров не менее чем 10 предрейсовых медицинских осмотров. Ну и заключительным этапом является выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:
- количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе;
- определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.
К сведению. При наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь проводится отбор мочи в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2006 N 40 "Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ" для определения в ней наличия психоактивных веществ.
Если предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинским работником, имеющим среднее профессиональное образование, при выявлении по результатам исследований нарушений в состоянии здоровья сотрудника для вынесения заключений о возможности или невозможности выполнения работы, а также решения вопроса о наличии признаков временной нетрудоспособности и потребности в медпомощи сотрудник направляется в медицинскую организацию, в которой ему при необходимости оказывают первичную медико-санитарную помощь (п. 13 Порядка).
По результатам осмотра медработник выносит заключение о наличии или отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков) (п. 12 Порядка).
Документация по медосмотрам
Согласно приложению к Письму N 2510/9468-03-32 порядок проведения текущих и послерейсовых медицинских осмотров устанавливается руководителями организаций. Это значит, что нужно разработать локальный нормативный акт, регламентирующий все процедуры по прохождению работниками предрейсовых, предсменных, послесменных и послерейсовых медосмотров.
На основании п. 14 Порядка результаты осмотров вносятся в журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно с указанием следующей информации о сотруднике:
- дата и время проведения осмотра;
- фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения сотрудника;
- результаты исследований;
- заключение о результатах осмотров;
- подпись медицинского работника с расшифровкой подписи;
- подпись сотрудника.
Данные журналы могут вестись на бумажном носителе. В таком случае страницы должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации. Также журналы могут вестись в электронном виде с учетом требований законодательства о персональных данных и обязательной возможностью распечатки страницы. Тогда внесенные в электронные журналы сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью *(1).
Напомним, что по результатам осмотра медработник делает заключение о наличии или отсутствии состояний или заболеваний, препятствующих осуществлению трудовой функции.
При отсутствии таковых на путевых листах водителей проставляются штамп "Прошел предрейсовый медицинский осмотр" или "Прошел послерейсовый медицинский осмотр" и подпись медицинского работника, проводившего осмотр.
Если в ходе медосмотра все-таки были выявлены состояния и заболевания, препятствующие работе, сотруднику выдается справка для предъявления в соответствующую медицинскую организацию. В ней указывается порядковый номер, дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового, предсменного или послерейсового, послесменного медицинского осмотра, цель направления, предварительный диагноз, объем оказанной медицинской помощи, подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи. Медицинская организация обеспечивает учет всех выданных справок (п. 19 Порядка).
Примечание. О результатах медосмотров сообщается руководителю организации.
Кроме этого, при выявлении названных состояний и заболеваний водитель не допускается к управлению транспортным средством или отстраняется от работы. Об этом издаются соответствующие приказы в произвольной форме. Напомним, что в силу ст. 76 ТК РФ работодатель отстраняет от работы (не допускает к ней) сотрудника до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения или недопущения, то есть на весь период до признания медработником способности сотрудника управлять автомобилем. Заработная плата за это время водителю не начисляется.
Отстраненные от работы по состоянию здоровья водители направляются в дневное время к дежурному врачу поликлиники. Если отстранение связано с временной утратой трудоспособности и произошло в вечернее или ночное время, когда в поликлинике нет приема, медицинский работник, оказав первую помощь, предлагает сотруднику явиться на следующий день в поликлинику, а в случае надобности - вызвать врача на дом.
Врач поликлиники, признав отстраненного от работы водителя временно нетрудоспособным, выдает ему больничный лист в установленном порядке. Если же врач признает его трудоспособным, то выдает справку об отсутствии противопоказаний для допуска к работе.
К сведению. Медицинский работник ежемесячно подводит итоги предрейсовых медицинских осмотров с анализом причин отстранения от работы водителей и результаты доводит до сведения руководителя организации. В свою очередь, руководители ежемесячно проверяют результаты осмотров, обращая особое внимание на случаи отстранения от работы водителей, употребляющих алкоголь и наркотики.
На основе анализа причин отстранения водителей от работы по состоянию здоровья медработники формируют так называемые группы риска, куда включаются водители, склонные к злоупотреблению алкоголем и психоактивными веществами, а также длительно и часто болеющие (страдающие хроническими заболеваниями) и водители старше 55 лет.
Водители, вошедшие в группы риска, должны проходить текущие и послерейсовые медицинские осмотры и находиться под особым контролем медицинских работников.
При решении вопроса о возможности допуска водителя к управлению автомобилем медработник, проводящий предрейсовый медицинский осмотр, учитывает принадлежность водителя к одной из групп риска, возраст, стаж работы в профессии, условия работы и характер производственных факторов.
Ответственность
За нарушение порядка проведения рассматриваемых медосмотров, а также допуска водителей к работе установлена административная ответственность. Так, в силу ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены) или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей - в размере от 15 000 до 25 000 руб.;
- на юридических лиц - от 110 000 до 130 000 руб.
Если аналогичное нарушение совершено повторно, работодателю грозят наказания посерьезней: должностное лицо могут наказать штрафом от 30 000 до 40 000 руб. либо дисквалифицировать на срок от года до трех, а юридическое лицо - штрафом в размере от 100 000 до 200 000 руб. или приостановить деятельность компании на срок до 90 суток (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Нарушение порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров согласно ст. 11.32 КоАП РФ наказывается административным штрафом:
- для должностных лиц - от 2 000 до 3 000 руб.;
- для юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб.
Причем если в большинстве статей КоАП РФ индивидуальные предприниматели по размеру ответственности приравниваются к должностным лицам, то в данном случае они приравниваются к юридическим лицам: размер штрафа для них по ст. 11.32 будет составлять от 30 000 до 50 000 руб.
Назовем и еще одно нарушение: допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения. Согласно ст. 12.32 за это наказывают должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, штрафом в размере 20 000 руб. Но и организации не всегда избегают наказания. За допуск нетрезвого водителя за руль на юридическое лицо может быть наложен штраф в размере 100 000 руб. Такой же штраф светит предпринимателю.
Подведем итог
Одним из основополагающих факторов обеспечения безопасности дорожного движения является состояние здоровья водителя. Высокая интенсивность дорожного движения за счет значительного роста количества автотранспортных средств предъявляет к водителям повышенные требования в плане состояния здоровья. Своевременно определить нарушения и отклонения в состоянии здоровья водителей можно лишь при регулярном прохождении ими медицинских осмотров. Правильная организация предрейсовых медицинских осмотров - одно из ключевых звеньев профилактики дорожно-транспортных происшествий.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья 19 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)