Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 455479-4 "О внесении изменений в статьи 15, 16 и 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьи 11 и 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Досье на проект федерального закона
Целью введения единого государственного экзамена является обеспечение равенства возможностей и повышение объективности оценки знаний при реализации гражданами конституционного права на получение на конкурсной основе бесплатного высшего профессионального образования. Он также призван сэкономить усилия и время обучающихся, поступающих в высшие учебные заведения непосредственно по завершении освоения ими образовательной программы среднего (полного) общего образования, или после военной службы по призыву.
Однако среднее общее образование не является лишь условием поступления в высшие учебные заведения и носит самостоятельный и самоценный характер, обеспечивая общекультурное развитие личности, ее социализацию и интеграцию в общество. Обучающийся, закончивший освоение образовательной программы среднего общего образования, вовсе не обязательно нацелен на продолжение образования. В данном случае представляется целесообразным предоставить ему право выбора формы государственной итоговой аттестации: единый государственный экзамен или традиционная форма устных или письменных испытаний, при которой он увереннее себя чувствует и испытывает меньший стресс, чем при ЕГЭ.
При обсуждении законопроекта по введению ЕГЭ в Государственной Думе руководитель Рособрнадзора В. А. Болотов заметил, что дискуссия по формату сдачи единого государственного экзамена по вопросам гуманитарного блока продолжается. В дискуссии принимают участие учёные Московского государственного университета, Российской академии наук, Российского государственного гуманитарного университета. Дискуссия ведётся четвёртый год, отрабатываются новые формы. Окончательное решение по проведению ЕГЭ по предметам гуманитарного цикла будет принято, когда профессионалы дадут однозначный ответ - да или нет. Таким образом, поскольку вопрос о проведении ЕГЭ по предметам гуманитарного цикла до сих пор остается спорным, предлагается в настоящее время установить в законе, что по предметам "литература", "история" и предметам образовательной области "обществознание" единый государственный экзамен не проводится, а после завершения научной дискуссии по данному вопросу при необходимости принять на законодательном уровне иное решение.
Поскольку при поступлении абитуриентов в высшие учебные заведения необходимо прежде всего максимально учитывать их интересы, законопроект предполагает использование результатов Единого государственного экзамена при поступлении в высшие учебные заведения сделать правом абитуриента, но не обязательным требованием условий конкурса. Для вузов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и для поступления в которые по предметам профильной направленности предъявляются повышенные требования, законопроект устанавливает возможность учитывать исключительно результаты вступительных испытаний.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 15, 16 и 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьи 11 и 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Реализация возможности прохождения государственной итоговой аттестации в традиционной форме приведет к сокращению расходов из федерального бюджета на проведение единого государственного экзамена. Проведение государственной итоговой аттестации в традиционной форме по предметам "литература", "история" и предметам образовательной области "обществознание" значительно сократит расходы из федерального бюджета.
Таким образом, реализация законопроекта не потребует расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 15, 16 и 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьи 11 и 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 15, 16 и 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьи 11 и 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" не потребует признания утратившими силу, приостановления изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.