Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию
на проект федерального закона N 455479-4 "О внесении изменений в статьи 15, 16 и 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьи 11 и 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части проведения вступительных испытаний в учреждения среднего и высшего профессионального образования), внесенный депутатами Государственной Думы О.Н. Смолиным, И.И. Мельниковым, А.П. Кондауровым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, членом Совета Федерации С.М. Мироновым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию рассмотрел указанный законопроект в соответствии с которым предлагается внести изменения в принятый Федеральный закон от 9 февраля 2007 года N 17-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части введения единого государственного экзамена".
По мнению авторов, необходимо внести изменения, которые позволят:
предоставить выпускнику право выбора формы государственной итоговой аттестации: единый государственный экзамен или традиционная форма устных или письменных испытаний;
не проводить единый государственный экзамен по предметам "литература", "история" и предметам образовательной области "обществознание";
сделать правом абитуриента использование результатов единого государственного экзамена при поступлении в высшие учебные заведения, но не обязательным требованием условий конкурса. Для вузов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и для поступления в которые по предметам профильной направленности предъявляются повышенные требования, законопроект устанавливает возможность учитывать исключительно результаты вступительных испытаний.
Законопроект был направлен в высшие органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Мнения субъектов разделились: поддерживают законопроект 33 законодательных (представительных) органа власти и 30 исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, отрицательные отзывы поступили из 5 законодательных (представительных) органов власти и 24 исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Замечания представлены 2 органами законодательной (представительной) власти.
По мнению субъектов, высказавшихся против вышеназванного законопроекта, принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части введения единого государственного экзамена" позволило:
обеспечить равные стартовые возможности доступа к среднему и высшему профессиональному образованию различных категорий поступающих, в том числе выпускников школ, проживающих в удалённых местностях, из семей с низким уровнем дохода;
усовершенствовать процедуры приёма в высшие профессиональные и средние профессиональные образовательные учреждения, а также повысить общедоступность профессионального образования;
создать необходимые условия для развития региональных систем по оценке качества образования;
начать создание системы новых механизмов государственного контроля и управления качеством общего образования нового формата.
Предлагаемый же законопроект изменяет концептуальные основы единого государственного экзамена и предоставление абитуриентам возможности выбора различных форм вступительных испытаний не обеспечивает единого подхода и может привести к нарушению прав граждан на образование. При этом предлагается в целях совершенствования процедуры проведения ЕГЭ пересмотреть содержание контрольно-измерительных материалов по предметам гуманитарного цикла.
Комитет разделяет мнение Правительства Российской Федерации, изложенное в официальном отзыве, о том, что законопроект нуждается в доработке, так как содержит целый ряд противоречий и неточностей в формулировках и понятиях.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своём заключении отмечает, что в представленной редакции законопроект расходится с действующими положениями Закона Российской Федерации "Об образовании" и Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части порядка реализации государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена.
На основании вышеизложенного Комитет считает целесообразным предложить представленный законопроект отклонить при рассмотрении его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Г.А. Балыхин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.