Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 455479-4 "О внесении изменений в статьи 15, 16 и 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьи 11 и 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", внесенный депутатами Государственной Думы О.Н. Смолиным, И.И. Мельниковым, А.П. Кондауровым
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект представленного федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации "Об образовании" (далее - Закон) и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", направленные на существенное изменение системы государственного контроля качества образования.
В первую очередь эти изменения предполагают снижение роли единого государственного экзамена путем отмены его обязательности как формы государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, и формы вступительных испытаний при приеме в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, как это предусмотрено изменениями в законодательные акты об образовании, внесенные Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 17-ФЗ.
Необходимо отметить, что введению единого государственного экзамена предшествовало проведение длительного эксперимента. Анализ его результатов свидетельствует о том, что единый государственный экзамен является достаточно действенным инструментом оценки качества общего образования и в основном обеспечивает отбор поступающих в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня.
Кроме того, одновременное сосуществование "традиционной формы" проведения государственной (итоговой) аттестации и единого государственного экзамена приведет к ряду негативных последствий.
Данные о состоянии системы общего образования (в том числе об уровне подготовки выпускников и преподавания различных предметов в общеобразовательных учреждениях), получаемые по результатам государственной (итоговой) аттестации, будут необъективны в связи с несопоставимостью процедур и, соответственно, результатов экзаменов, сданных в различных формах.
Кроме того, законопроект содержит ряд противоречий и неточностей.
Подпунктом "а" пункта 1 законопроекта предлагается дополнить абзац третий пункта 4 статьи 15 Закона положением, в соответствии с которым обучающийся по своему желанию вправе пройти государственную (итоговую) аттестацию не только в форме единого государственного экзамена, но и в форме традиционных устных или письменных испытаний.
Вместе с тем, согласно пункту 4 статьи 15 Закона государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена. Таким образом, норма, установленная Законом, имеет императивный характер, а предлагаемый законопроектом альтернативный порядок прохождения государственной (итоговой) аттестации противоречит установленным положениям Закона.
Кроме того, понятия "итоговая аттестация в традиционной форме" и "образовательная область" законодательством об образовании Российской Федерации не определены.
Подпунктом "б" пункта 1 законопроекта предлагается пункт 4.1 статьи 15 Закона дополнить положением, определив предметы, по которым единый государственный экзамен не проводится. Следует отметить, что данное дополнение не является предметом регулирования Закона. Предметы, по которым проводится государственная (итоговая) аттестация выпускников общеобразовательных учреждений, устанавливаются нормативными правовыми актами Минобрнауки России.
Необходимо также иметь в виду, что в настоящее время единый государственный экзамен не является единственным инструментом приема в высшие учебные заведения. Законом предоставлено право вузам при проведении конкурса использовать результаты предметных олимпиад, а также в отдельных случаях проводить дополнительные испытания профильной направленности по тем предметам, по которым проводится единый государственный экзамен.
Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.