Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по строительству и земельным отношениям пятого созыва
по проекту федерального закона N 249802-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (внесен депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, В.В. Пановым, В.П. Таскаевым)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 249802-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, В.В. Пановым (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) изменения, направленные на создание условий для развития малоэтажного жилищного строительства за счет средств Фонда ЖКХ.
В указанных целях предлагается ввести новый вид региональных адресных программ по переселению граждан с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. При этом согласно законопроекту сокращается перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ, а также устанавливается обязанность органов местного самоуправления до подачи заявки в Фонд обеспечить формирование земельных участков, которые впоследствии могут быть предоставлены застройщикам для малоэтажного жилищного строительства.
Отбор застройщиков будет осуществляться органами местного самоуправления по процедурам, предусмотренным Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", на основании установленной Минрегионом России предельной стоимости строительства одного квадратного метра жилья.
Кроме того, законопроектом предлагается исключить срок признания домов аварийными в целях реализации всех региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в связи с подтвержденной практикой применения Закона N 185-ФЗ его нецелесообразностью.
Комитетом поддерживается концепция предлагаемых законопроектом изменений. Вместе с тем Комитет отмечает следующие замечания к законопроекту, которые могут быть учтены ко второму чтению.
1. Пунктом 5 части 8 статьи 20.5 Закона N 185-ФЗ, предлагаемой законопроектом, предусматривается обязанность органов местного самоуправления после заключения муниципального контракта на строительство жилых домов предоставить застройщику без проведения торгов (конкурсов, аукционов) земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (если распоряжение такими земельными участками осуществляется органом местного самоуправления).
Вместе с тем следует учитывать, что на основании части 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрена возможность использования для малоэтажного жилищного строительства только земельных участков, распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления. Тем самым в субъектах Российской Федерации, на территории которых в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, распоряжение земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, реализация региональных адресных программ по стимулированию развития малоэтажного жилищного строительства будет затруднена.
В связи с этим Комитет отмечает необходимость дополнительной проработки указанного вопроса, имея в виду необходимость определения в законопроекте:
- порядка взаимодействия органов местного самоуправления, уполномоченных на заключение муниципальные контракты# с застройщиками, и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих распоряжение земельными участками в административных центрах (столицах) субъектов Российской Федерации, в целях реализации муниципальных контрактов на строительство малоэтажного жилья;
- возможности указания в региональной адресной программе перечня земельных участков, распоряжение которыми осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 20.6 Закона N 185-ФЗ, предлагаемой законопроектом);
- необходимости финансирования кадастровых работ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в случае, если распоряжение земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 3 статьи 20.6 Закона N 185-ФЗ, предлагаемой законопроектом).
Альтернативным вариантом может являться наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на распоряжение земельными участками на территории административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации, полномочиями по заключению государственных контрактов на строительство малоэтажного жилья с последующей передачей жилых помещений в муниципальную собственность для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Подобная схема в настоящее время предусмотрена при реализации региональных адресных программ с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья (глава 6.1 Закона N 185-ФЗ).
2. Пункт 3 части 10 предлагаемой законопроектом статьи 20.5 Закона N 185-ФЗ, который предусматривает возможность финансирования за счет средств, полученных застройщиком, разработки проектной документации и проведения инженерных изысканий, подлежит уточнению, поскольку в данном случае целесообразно предусмотреть также направление этих средств и на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
3. Пунктом 2 части 8 проектируемой статьи 20.5 Закона N 185-ФЗ предусмотрены обязательства застройщика осуществить строительство жилых домов и обеспечить государственную регистрацию возникновения права собственности застройщика на жилые помещения в домах не позднее восемнадцати месяцев с даты заключения муниципального контракта.
Следует учитывать, что процедуры строительства одного малоэтажного дома и комплексного освоения земельных участков для жилищного строительства, предусматривающая строительство коттеджных поселков, по временным затратам застройщиков существенно различаются. В связи с этим целесообразно в законопроекте скорректировать сроки исполнения обязательств застройщиками в зависимости от вида жилищного строительства.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям поддерживает проект федерального закона N 249802-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, В.В. Пановым, и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.