Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1
Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2004, N 41, ст. 3993; N 52, ст. 5276; 2005, N 1, ст. 17; 2006, N 50; ст. 5282; N 52; ст. 5498; 2007, N 1, ст. 23,; N 45, ст. 5417; N 46, ст. 5553; 2008, N 20, ст. 2251; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3597; N 29, ст. 3582) следующие изменения:
1) в подпунктах 4 и 5 пункта 1 статьи 9 слова ", в том числе путем выкупа," исключить;
2) в пункте 1 статьи 10 слова ", в том числе путем выкупа," исключить;
3) в пункте 1 статьи 11.2 слова ", в том числе путем выкупа," исключить;
4) пункт 1 статьи 11 изложить в следующей редакции:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации
"1. Земельные участки образуются путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, а также выдела из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.";
5) пункт 6 статьи 11.2 дополнить предложением следующего содержания: "Суд вправе принять решение об образовании земельного участка и условиях его образования независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков в случае, если земельный участок, подлежащий изъятию, должен быть образован в соответствии с решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо в связи обстоятельствами, указанными в пунктах 5 и 7 статьи 54 настоящего Кодекса.";
6) дополнить статьей 11.11 следующего содержания:
"Статья 11.11. Проект образования земельных участков
1. Проектом образования земельных участков является документ, определяющий границы образуемых земельных участков. Разработки проекта образования земельных участков не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории.
2. Проект образования земельных участков изготавливается кадастровым инженером по заказу любого лица.
3. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, вправе выступать заказчиками проектов образования земельных участков в целях:
1) предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
2) изъятия земельных участков;
3) осуществления перераспределения земельных участков с участием земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
4) оказания государственной поддержки гражданам при оформлении ими прав на земельные участки, предоставленные для ведения садоводства, огородничества, или земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности более пяти лиц.
4. Проект образования земельных участков состоит из графической и текстовой части. Проект образования земельных участков до его утверждения должен быть сшит (сброшюрован) и скреплен печатью и подписью составившего его кадастрового инженера. Форма проекта образования земельных участков может быть установлена органом нормативно-правового регулирования в сфере земельных отношений.
5. Графическая часть проекта образования земельных участков должна содержать следующие сведения:
1) сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровых выписок о земельных участках, из которых предполагается образовать земельные участки;
2) схематическое проектное местоположение границ образуемых земельных участков, либо границ их частей, либо участков уточняемых границ земельных участков, схема доступа к образуемым земельным участкам;
3) объекты местности, позволяющие понимать проектное местоположение земельных участков и условные обозначения;
4) границы обременений земельных участков (сервитут, публичный сервитут, залог и других);
5) границы ограничений прав на земельные участки, в том числе установленных решением об установлении зон с особыми условиями использования территорий.
6. Текстовая часть проекта образования земельных участков должна содержать:
1) полные имена (наименования) правообладателей земельных участков, из которых предполагается образовать земельные участки (далее - исходные земельные участки), а также полные имена (наименования) правообладателей образуемых земельных участков;
2) вид права на исходные земельные участки и реквизиты правоустанавливающих документов, подтверждающие данные права;
3) размер долей в праве общей собственности на исходный земельный участок, или расчет долей в праве собственности, если они не установлены в правоустанавливающих документах или установлены противоречиво;
4) вид прав на образуемые земельные участки;
5) расчет размера долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки;
6) расчет площадей образуемых участков, в том числе исходя из почвенной ценности исходных и образуемых земельных участков в случае образования земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности более пяти лиц;
7) целевое назначение и разрешенное использование исходных и образуемых земельных участков с учетом сохраняемых, прекращаемых или изменяемых обременений и ограничений прав;
8) иные сведения, касающиеся вопросов образования земельных участков.
7. К проекту образования границ земельного участка прилагаются:
1) документы, содержащие сведения государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении исходных земельных участков;
2) копии правоустанавливающих документов на исходные земельные участки, если сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по данным участкам отсутствуют;
3) копии документов, использованных при составлении проекта (схемы землеустройства муниципального образования, схемы охраны земель, материалы почвенных обследований, решений органов исполнительной власти или органов местного самоуправления об установлении зон с особым условием использования территорий и т.п.);
4) техническое задание или предложения к проекту, утвержденные общим собранием участников долевой собственности в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения в случае проектирования земельных участков на данных землях путем раздела соответствующих земельных участков;
5) копии соглашений об образовании земельных участков, о перераспределении земельных долей, установлении или упразднении сервитутов, и иных соглашений, заключаемых в связи с образованием земельных участков в соответствии с проектом;
6) копии документов об утверждении проекта образования земельного участка, за исключением случаев, когда утверждение осуществляется в виде надписи на проекте.
8. Проект образования земельных участков в связи с изъятием образуемых земельных участков для государственных или муниципальных нужд может содержать не полные сведения о правообладателях исходных земельных участков. Проект образования земельных участков в связи с выделом земельных долей в соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" может содержать не полные сведения в отношении правообладателей изменяемого земельного участка.
9. В случае, если заказчиком проекта образования земельных участков выступает исполнительной орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в целях, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, кадастровому инженеру должны быть предоставлены документы, предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 6 настоящей статьи, в том числе сведения, полученные из государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпунктом 3 пункта 2" следует читать "подпунктом 3 пункта 3"
10. Проект образования земельных участков разрабатывается в срок до шести месяцев со дня подписания договора с кадастровым инженером, если договором на осуществление кадастровых работ не установлено иное.
11. Проект образования земельных участков разрабатывается с таким расчетом, чтобы правообладатели исходных земельных участков и заказчик кадастровых работ, если он не является правообладателем исходного земельного участка, могли ознакомиться с проектом до его утверждения и представить предложения по его доработке не менее чем за месяц до дня утверждения названного проекта. О месте и порядке ознакомления с подготовленным проектом образования земельных участков кадастровый инженер подает сообщение в порядке, предусмотренном статьей 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
12. Проект образования земельных участков утверждается собственниками исходных земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 настоящей статьи. В случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 настоящей статьи, утверждение проекта образования земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса.";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпунктами 1 - 3 пункта 2" следует читать "подпунктами 1 - 3 пункта 3"
7) в пункте 7 статьи 23 слова ", в том числе путем выкупа," исключить;
8) в статье 30:
а) в пункте 2 слова "предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи" заменить словами "предусмотренных федеральными законами и настоящим Кодексом";
б) дополнить пунктами 2.4 и 2.5 следующего содержания:
"2.4. Предоставление земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в двухнедельный срок без торгов (конкурсов, аукционов) и без предварительного согласования места размещения объекта по заявлению лица, уполномоченного осуществлять изъятие. Предоставление таких земельных участков осуществляется на условиях аренды, а лицам, указанным в статье 20 настоящего Кодекса - в постоянное (бессрочное) пользование. При предоставлении земельных участков в аренду, в случаях, указанных в настоящем пункте, годовой размер арендной платы устанавливается в размере, равном 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.
2.5. Земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд, предоставляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным осуществлять изъятие, а в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена - исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии данного земельного участка. Решение о предоставлении земельного участка, указанного в пункте 2.4 настоящей статьи, принимается одновременно с решением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения или о расторжении договора аренды.";
9) в статье 31:
а) в пункте 3:
в абзаце втором слова "изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и" исключить;
в абзаце третьем слова "изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и" исключить;
б) пункт 4 признать утратившим силу;
в) пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты образования земельных участков.";
г) пункт 6 дополнить абзацем следующего содержания:
"В размещении объекта не может быть отказано, если его размещение предусмотрено утвержденными документами территориального планирования.";
д) в пункте 7 слова "схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" заменить словами "утвержденного проекта образования земельных участков";
е) абзац второй пункта 8 исключить;
10) пункт 4 статьи 32 признать утратившим силу;
11) в пункте 4 статьи 34 слова "схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" заменить словами "утвержденный проект образования земельных участков";
12) в пункте 7 статьи 36 слова "схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" заменить словами "утвержденный проект образования земельных участков";
13) статью 39 признать утратившей силу;
14) в подпункте 5 пункта 2 статьи 45 слова "статьей 55" заменить словами "статьями 55 - 55.2";
15) в подпункте 5 пункта 2 статьи 46 слова "статьей 55" заменить словами "статьями 55 - 55.2";
16) в статье 49:
а) наименование изложить в следующей редакции:
"Статья 49. Цели изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд";
б) абзац первый пункта 1 изложить в следующей редакции:
"1. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в целях";
в) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьями 55 - 55.2 настоящего Кодекса";
17) статью 55 изложить в следующей редакции:
"Статья 55. Порядок принятия решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:
1) федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации, - в случае изъятия земельных участков для федеральных нужд;
2) исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, - в случае изъятия земельных участков для нужд субъекта Российской Федерации;
3) органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд.
2. Решение об изъятии земельных участков принимается на основании ходатайства юридического лица, в том числе органа государственной власти и органа местного самоуправления.
3. В ходатайстве об изъятии земельных участков должны быть указаны:
1) цели изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) реквизиты утвержденного документа территориального планирования, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд необходимо для реализации названного документа и не предполагает размещения объектов капитального строительства;
3) реквизиты утвержденного проекта планировки территории, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд необходимо для размещения объекта капитального строительства, местоположение которого определено такой документацией;
4) реквизиты решения о создании особо охраняемой природной территории, если изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд необходимо для создания данной территории;
5) реквизиты решения о предоставлении участка недр, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд необходимо для пользования недрами;
6) перечень кадастровых номеров земельных участков, полностью или частично затрагиваемых изъятием, а также перечень расположенных на них объектов недвижимости.
4. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления вправе указать в ходатайстве государственное или муниципальное учреждение либо государственное или муниципальное унитарное предприятие, которое должно быть наделено полномочиями по осуществлению изъятия земельных участков, если изъятие земельных участков осуществляется за счет средств государственного или местного бюджетов.
5. К ходатайству об изъятии земельных участков прилагаются выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости или письменный отказ в выдаче соответствующих сведений, обоснованный отсутствием таких сведений. В случае отсутствия сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о таких земельных участках и находящихся на них объектах недвижимости, к ходатайству об изъятии земельных участков могут прилагаться копии иных документов, удостоверяющие права на изымаемые земельные участки и объекты недвижимости, расположенные на них.
6. В случае, если для целей изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд необходимо осуществить образование земельных участков, к ходатайству об изъятии земельного участка прилагается копия утвержденного проекта межевания территории или проект образования земельных участков.
7. Ходатайство об изъятии земельных участков, основанное на утвержденном проекте планировки территории, не может быть подано позже семи лет со дня его утверждения.
8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 настоящей статьи, в срок не более чем десять рабочих дней со дня поступления ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее - ходатайство об изъятии земельных участков) возвращает указанное ходатайство без рассмотрения с указанием причины возврата в случае, если:
1) данный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не уполномочен принимать решение об изъятии земельных участков;
2) не представлены необходимые документы, предусмотренные настоящей статьей в качестве обязательного приложения к ходатайству об изъятии земельного участка.
9. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 настоящей статьи, в срок не более одного месяца со дня поступления ходатайства об изъятии земельных участков принимает решение об изъятии земельного участка или решение об отказе в удовлетворении такого ходатайства.
10. В случае, если к ходатайству об изъятии земельных участков приложены документы, содержащие сведения о правах на все подлежащие изъятию земельные участки и расположенное на них объекты недвижимого имущества, ходатайство об изъятии земельных участков рассматривается по существу.
11. В случае отсутствия сведений о правах на подлежащие изъятию земельные участки и находящееся на них недвижимое имущество, в соответствии со статьей 55.1 настоящего Кодекса осуществляется выявление лиц, земельные участки которых подлежат изъятию. В случае необходимости выявления лиц, земельные участки которых подлежат изъятию, суд приостанавливает срок рассмотрения ходатайства об изъятии земельных участков не более чем на пять месяцев.
12. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления отказывает в удовлетворении ходатайства об изъятии земельных участков в случаях, если:
1) заявлено об изъятии земельных участков, изъятие которых не допускается федеральными законами;
2) заявлено об изъятии земельных участков в целях, не предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами в качестве целей изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
3) земельный участок является выморочным имуществом;
4) недвижимое имущество, расположенное на земельном участке является выморочным или бесхозяйным имуществом;
5) истек срок, указанный в пункте 7 настоящей статьи;
6) местоположение земельного участка предполагаемого к изъятию для государственных или муниципальных нужд, не предусмотрено хотя бы одним из перечисленных в пункте 3 настоящей статьи документов;
7) земельные участки, об изъятии которых подано ходатайство, находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на них не находятся объекты недвижимости, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц.
13. В решении об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее - решение об изъятии земельных участков) должны быть указаны:
1) цели изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд,
2) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
3) наименование юридического лица, уполномоченного решением об изъятии земельных участков осуществлять действия по их изъятию для государственных или муниципальных нужд (далее - организация, осуществляющая изъятие земельного участка).
4) кадастровые номера подлежащих изъятию земельных участков и (или) кадастровые номера земельных участков, из которых будут образованы земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд.
5) кадастровые (инвентарные) номера или иное описание объектов недвижимости, подлежащих изъятию для государственных нужд или муниципальных нужд.
14. Организацией, осуществляющей изъятие земельного участка, признается лицо, обратившееся с ходатайством об изъятии земельного участка, либо государственное или муниципальное учреждение, государственное или муниципальное унитарное предприятие, указанное в ходатайстве, поданном исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
15. Обязательным приложением к решению об изъятии земельных участков являются:
1) проект образования земельных участков, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать, а утвержденный проект межевания территории отсутствует;
2) акт об итогах рассмотрения заявлений об учете прав на недвижимое имущество, если осуществлялось выявление лиц, земельные участки которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд.
16. Решение об изъятии земельных участков, является одновременно утверждением проекта образования земельных участков, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд.
17. В течение месяца со дня принятия решение об изъятии земельных участков подлежит размещению в сети "Интернет" на официальном сайте (при его наличии) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших такое решение, а также опубликованию в средствах массовой информации, являющихся источниками официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения предполагаемых к изъятию земельных участков.
18. Копия принятого решения направляется лицу, подавшему ходатайство об изъятии земельных участков, в течение десяти рабочих дней со дня вынесения решения. В течение одного месяца со дня принятия копия решения об изъятии земельных участков направляется также правообладателям земельных участков по находящимся в государственном кадастре недвижимости адресам для связи с правообладателями. Если адрес для связи с правообладателями в государственном кадастре недвижимости представлен в виде электронной почты, владельцу такого адреса направляется электронное сообщение.
19. Решение об изъятии земельных участков может быть оспорено в суде.";
18) дополнить статьей 55.1 следующего содержания:
"Статья 55.1. Выявление лиц, земельные участки которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд
1. В случае отсутствия сведений о правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в пункте 1 статьи 55 настоящего Кодекса, обеспечивает выявление лиц, являющихся возможными правообладателями таких земельных участков.
2. Для выявления лиц, земельные участки которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, публикуются сообщения об изъятии земельных участков в средствах массовой информации, являющихся источниками официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения изымаемых земельных участков. Опубликование данных сообщений может быть поручено государственному или муниципальному унитарному предприятию, либо государственному или муниципальному учреждению.
3. В сообщении об изъятии земельных участков указываются:
1) цели изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) лицо, ходатайствующее об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, и способ связи с ним;
3) реквизиты документа, указанного в пункте 3 статьи 55 настоящего Кодекса, которым определяется местоположение земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд;
4) описание местоположения подлежащих изъятию земельных участков;
5) адрес, по которому заинтересованные лица могут ознакомиться с копией документа, указанного в пункте 3 статьи 55 настоящего Кодекса, которым определяется местоположение земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, а также с проектом образования земельных участков для целей их изъятия, получить разъяснения по вопросам изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и подать заявление об учете прав на земельные участки и расположенные на таких участках объекты недвижимого имущества (далее - заявление об учете прав на недвижимое имущество). При этом срок ознакомления с названными в настоящем пункте материалами не может быть менее двух месяцев.
4. Сообщение об изъятии земельных участков должно быть опубликовано в срок не более месяца со дня подачи ходатайства об изъятии земельных участков.
5. Лица, земельные участки которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, подают заявления об учете сведений о правах на недвижимое имущество в трехмесячный срок со дня опубликования сообщения, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, в котором указывают способ связи с ним, в том числе почтовый адрес. К заявлению об учете сведений о правах на недвижимое имущество должны быть приложены копии правоустанавливающих документов.
6. Через четыре месяца со дня опубликования сообщения об изъятии земельных участков, указанного в пункте 1 статьи 55 настоящего Кодекса, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления составляет акт об итогах рассмотрения заявлений об учете прав на недвижимое имущество, в котором указываются:
1) лица, подавшие заявления об учете прав на земельные участки и способ связи с ними;
2) реквизиты документов, подтверждающих права на изымаемые земельные участки и находящиеся на них объекты недвижимости, поданные данными лицами.
7. Лицу, подавшему ходатайство об изъятии земельного участка, в десятидневный срок направляется копия данного акта и копии документов, поступивших одновременно с заявлением об учете сведений о правах на недвижимое имущество.";
19) дополнить статьей 55.2 следующего содержания:
"Статья 55.2. Полномочия организаций, осуществляющих изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, полномочия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1. Организация, осуществляющая изъятие земельного участка, на основании решения об изъятии земельных участков:
1) выступает заказчиком кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков или кадастрового (технического) учета иных подлежащих изъятию объектов недвижимости, кадастровых работ по уточнению границ земельных участков, подлежащих изъятию;
2) выступает заказчиком кадастровых работ в отношении земельных участков и объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставление которых осуществляется взамен изымаемых;
3) обращается от имени правообладателя без доверенности с заявлением о проведении кадастрового учета земельных участков, подлежащих изъятию, или с заявлением об уточнении границ земельных участков подлежащих изъятию;
4) выступает заказчиком работ по оценке изымаемого земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости либо оценки прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и находящихся на нем объектов недвижимости, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;
5) готовит и заключает соглашение о выкупе земельных участков или соглашения о возмещении убытков в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, либо соглашение о перераспределении земельных участков (далее - соглашение об изъятии недвижимости);
6) обращается без доверенности с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на изъятый земельный участок и (или) иной объект недвижимого имущества, если изъятие для государственных или муниципальных нужд осуществлялось путем выкупа земельного участка за счет средств соответственно федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, муниципального бюджета, а также о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, предусмотренных пунктом 8 статьи 55.3 настоящего Кодекса.
2. Организация, осуществляющая изъятие земельного участка, на основании решения об изъятии земельных участков вправе обратиться в суд с исками о:
1) принудительном выкупе земельных участков и иных объектов недвижимости;
2) прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, а также о расторжении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
3) осуществлении перераспределения земельных участков и определении условий его проведения;
4) разделе земельных участков в связи с их изъятием и определении условий их раздела, а также о принудительном выкупе или прекращении прав на образованные земельные участки.
3. Организация, осуществляющая изъятие земельного участка посредством его выкупа, приобретает право собственности на данный земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества, за исключением государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий. Государственные или муниципальные учреждения, государственные или муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие изъятие земельного участка, приобретают права и обязанности от имени соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. При этом выдача доверенности на совершение указанных действий не требуется.
4. Федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, указанные в пункте 1 статьи 55 настоящего Кодекса, в связи с принятием решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд:
1) предоставляет земельные участки взамен изымаемых для государственных или муниципальных нужд из земельных участков, находящихся соответственно в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена;
2) принимает решения об образовании земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд, из земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, вне зависимости от наличия полномочий по образованию земельных участков, установленных пунктом 1 статьи 11.3 настоящего Кодекса;
3) принимает решения об образовании земельных участков, предоставляемых взамен земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд, из земельных участков, находящихся соответственно в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена;
4) заключает в соответствии с проектом образования изымаемых земельных участков соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся соответственно в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования,
5) принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, расторгает договор аренды на земельный участок, находящийся в собственности соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также являющиеся земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
5. В случае если на земельном участке, в отношении которого было представлено ходатайство о его изъятии, выявлено расположение выморочного или бесхозяйного имущества либо установлено, что земельный участок отнесен к выморочному имуществу, соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в месячный срок обязан принять меры к обращению данного имущества в государственную или муниципальную собственность по заявлению лица, подавшего ходатайство об изъятии земельных участков.";
20) дополнить статьей 55.3 следующего содержания:
"Статья 55.3. Осуществление изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд
1. Соглашение об изъятии недвижимости, предусматривающее выкуп недвижимости, заключается по правилам о заключении договора купли-продажи недвижимости, если иное не установлено настоящим Кодексом и федеральными законами.
2. В случае если решением об изъятии земельных участков предусмотрено образование земельных участков, предполагаемых к изъятию, в составе соглашения об изъятии недвижимости при необходимости готовятся также межевые планы образуемых земельных участков.
3. Соглашение об изъятии недвижимости не подлежат государственной регистрации.
4. Соглашение об изъятии недвижимости и акт оценки изымаемого земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости направляется организацией, осуществляющей изъятие земельных участков, лицу, у которого изымается земельный участок, по адресам для связи с правообладателями, указанным в сведениях государственного кадастра недвижимости, а в случае их отсутствия, - по адресам, указанным в акте об итогах рассмотрения заявлений об учете сведений о правах на недвижимое имущество или по адресам, ставшим известным из иных источников. В случаях изъятия земельного участка одновременно с жилым помещением правообладатели названных объектов недвижимости уведомляются дополнительно и по месту нахождения изымаемого жилого помещения. Соглашение об изъятии недвижимости должно быть направлено в срок, не превышающий двух лет со дня опубликования решения об изъятии земельных участков.
5. Государственная регистрация перехода прав на земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости к организации, осуществляющей изъятие земельного участка, осуществляется на основании соглашения об изъятии недвижимости.
6. В случае, если изъятие земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, соглашения об изъятии недвижимости являются основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности соответственно.
7. В случае, если по истечении шести месяцев после даты отправления соглашения об изъятии недвижимости не будут подписаны и переданы организации, осуществляющей изъятие земельного участка, названная организация вправе обратиться в суд с исками, указанными в пункте 2 статьи 55.2 настоящего Кодекса. Соответствующие иски могут быть поданы не ранее, чем через один год после опубликования решения об изъятии земельных участков, но не позднее трех лет со дня опубликования решения об изъятии земельных участков.
8. Принудительный выкуп либо прекращение прав на изымаемый земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, а также принудительное образование земельных участков осуществляется на основании решения суда и при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости изымаемого имущества.
9. Право пользования земельным участком и расположенными на нем объектами недвижимого имущества сохраняется до шести месяцев у собственника жилого дома (части жилого дома), являющийся его единственным жилищем, независимо от перехода права собственности на данный земельный участок, если соглашением с собственником изъятого недвижимого имущества не определено иное.
10. Соглашение об изъятии недвижимости, заключаемое в связи с прекращением прав постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также копии актов о возмещении убытков, предусмотренных таким соглашением, направляются организацией, осуществляющей изъятие земельных участков, в исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 4 статьи 55.2 настоящего Кодекса. Данное соглашение должно быть направлено в срок не позднее трех лет со дня опубликования решения об изъятии земельного участка.
11. Акт о возмещении убытков, причиненных изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, подписывается организацией, осуществляющей изъятие земельных участков, и землепользователем, землевладельцем или арендатором изымаемого земельного участка. Прекращение прав постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при наличии акта, предусмотренного настоящим пунктом осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, указанного пункте 4 статьи 55.2 настоящего Кодекса. В иных случаях прекращение названных прав определяется судом на условиях, установленных судебным решением.
12. Исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 4 статьи 55.2 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня получения соглашения об изъятии земельного участка и акта о возмещении в соответствии с таким соглашением убытков принимает решение о прекращении прав на изымаемые земельные участки и о предоставлении земельных участков организации, осуществляющей изъятие земельных участков.";
21) в статье 57:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Убытки (реальный ущерб и упущенная выгода) возмещаются собственникам земельных участков, а в случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, - землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков.";
б) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Возмещение выкупной цены или убытков, причиненных изъятием земельных участков, осуществляется организацией, осуществляющей изъятие земельных участков. В случаях, когда названной организацией является исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, государственное или муниципальное учреждение, государственной или муниципальное унитарное предприятие, возмещение выкупной цены, а также убытков, причиненных изъятием земельных участков, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. Возмещение иных убытков осуществляется лицом, их причинивших, за исключением случаев возмещения убытков, вызванных установлением охранных или санитарно-защитных зон. В указанных случаях убытки возмещаются лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных или санитарно-защитных зон.";
в) пункт 4 признать утратившим силу;
г) пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Возмещение убытков осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, а их определение - в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.";
22) статью 63 изложить в следующей редакции:
"Статья 63. Защита интересов правообладателей земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд
1. В случаях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета предоставление земельного участка взамен изымаемого земельного участка осуществляется по соглашению с собственником, землепользователем, землевладельцем или арендатором изымаемого земельного участка.
2. Земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изъятого для государственных или муниципальных нужд, без проведения торгов (конкурсов, аукционов), без предварительного согласования места размещения объекта и без взимания дополнительной платы, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.
3. По соглашению с собственником, землепользователем, землевладельцем или арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, у которого земельный участок изымается для государственных или муниципальных нужд, ему может быть предложен земельный участок, стоимость которого превышает сумму выкупной цены изымаемого земельного участка или размер убытков, причиняемых изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В этом названные лица должны возместить разницу в цене при предоставлении ему земельного участка.
4. Предоставление земельного участка взамен изъятого земельного участка, находившегося на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и без предварительного согласования места размещения объекта на праве:
1) постоянного (бессрочного) пользования - лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса;
2) собственности - гражданам, имеющим право на бесплатное переоформление изымаемых земельных участков в собственность, а также организациям, имеющим право на бесплатное переоформление изымаемых земельных участков в собственность;
3) аренды на срок 49 лет, если меньший срок не будет установлен по просьбе заинтересованного лица, - иным лицам, не указанным в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта.";
23) пункт 2 статьи 80 изложить в следующей редакции:
"2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:
1) в связи с приобретением земельного участка в государственную или муниципальную собственность по основаниям, допускаемым федеральным законодательством, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд;
2) при прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
3) в связи с образованием земельных участков из земельных долей, находящихся в государственной или муниципальной собственности.";
24) в пунктах 5 и 9 статьи 95 слова ", в том числе путем выкупа," исключить.
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Проект федерального закона N 300290-5 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.