Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 300290-5 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд"
Досье на проект федерального закона
Целью проекта федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд" является устранение недостатков, неясностей и неточностей правового регулирования порядка изъятия земельных участков и иных объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Основные недостатки действующих законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих порядок изъятия земельных участков и иных объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд, в настоящее время сводятся к следующему:
- отсутствует порядок возбуждения производства дел по изъятию земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- законодательно не установлен перечень документов, обосновывающих необходимость изъятия, а также местоположение изымаемых земельных участков;
- не ясны основания и порядок прекращения прав на земельные участки лиц, не являющихся собственниками земельных участков (лиц, которым земельные участки предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, на условиях сервитута, аренды);
- не урегулирован порядок уведомления заинтересованных лиц о предстоящем изъятии, а также не установлен порядок ознакомления лиц, права которых прекращаются ввиду изъятия земельных участков, с условиями изъятия, в том числе с размером выплачиваемой выкупной цены или причиняемых убытков;
- предусмотренные в настоящее время гарантии равноценного возмещения за изъятое недвижимое имущество являются не полными, так как не урегулирован порядок предоставления земельных участков взамен изымаемых;
- порядок оценки недвижимого имущества в связи с его изъятием и расчетом причиняемых изъятием убытков не совершенен, так как не урегулирован порядок оценки отдельных вещных прав на земельные участки;
- изъятие осуществляется за счет бюджетных средств даже в тех случаях, когда земельный участок необходим частному лицу, действующему в публичных интересах (строительство нефтепроводов, газопроводов и т.п.);
- отсутствует возможность одновременно решать вопрос об изъятии земельного участка и о его образовании, в то время как практически все случаи изъятия требуют образования земельных участков в новых границах одновременно с решением вопроса о прекращении прав на существующие земельные участки;
Законопроект направлен на устранение указанных недостатков действующего законодательства и определяет:
- органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные рассматривать ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- требования к содержанию и обоснованию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также состав прилагаемых к нему документов;
- порядок рассмотрения ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также сроки принятия решения об изъятии земельных участков, основания для отказа в удовлетворении ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- порядок выявления собственников недвижимого имущества, подлежащего изъятию, в случае, если сведения о нем отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и не представлены копии правоустанавливающих документов. Предлагаемый порядок предусматривает выявление заинтересованных лиц посредством опубликования сообщений о предстоящем изъятии и установления срока, в течение которого данные лица вправе подать заявление о наличии у них прав на изымаемую недвижимость, которые должны быть учтены при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- порядок извещения правообладателей земельных участков о предстоящем изъятии земельных участков для государственных нужд путем опубликования и направления извещений по адресам правообладателей, имеющихся в сведениях государственного кадастра недвижимости, а в случаях изъятия жилых помещений - также и по адресам данных жилых помещений;
- документы, определяющие местоположение земельных участков, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд, в том числе документация по планировке территории и документы территориального планирования.
Законопроектом устанавливается обязанность органов, осуществляющих изъятие, заблаговременно уведомить заинтересованных лиц об условиях и сроках прекращения прав на землю и направить таким лицам проект соглашения об изъятии недвижимости. В случаях, когда требуется образование земельного участка, то правообладателю изымаемого земельного участка должны быть представлены также межевые планы и соглашения об образовании земельных участков (при необходимости).
Вышеуказанные нововведения направлены на защиту прав лиц, у которых земельные участки изымаются для государственных или муниципальных нужд.
Законопроектом предусматриваются также изменения, которыми вводятся дополнительные гарантии равноценного и предварительного возмещения за изъятое недвижимое имущество, в частности:
- устанавливается порядок предоставления земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых;
- устанавливается право собственника требовать предоставления равноценного земельного участка взамен изымаемого при изъятии земельного участка, на котором расположен жилой дом, являющийся единственным жильем собственника изымаемого земельного участка;
- вводится возможность предоставления взамен изымаемого земельного участка большего по стоимости недвижимого имущества при условии оплаты разницы в цене.
В законопроекте также уточняется порядок проведения рыночной оценки изымаемого недвижимого имущества и расчета убытков в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В частности, при проведении такой оценки предлагается не учитывать рыночною стоимость объекта капитального строительства, для строительства которого предлагается изымать земельный участок.
Одной из новелл законопроекта является возможность осуществления изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд юридическими лицами, действующими в общественном интересе. За органами власти предлагается сохранить только властно-распорядительные функции (принятие решений об изъятии земельных участков, выявление заинтересованных лиц, принятие решений о прекращении вещных прав на земельные участки и т.п.).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд"
Расходы на изъятие объектов недвижимости для федеральных нужд будут осуществляться за счет средств федерального бюджета в пределах средств, запланированных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Реализация закона позволит существенно сократить расходы бюджетной системы Российской Федерации при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд за счет двух нововведений.
Во-первых, законопроектом предусматривается совершенствование существующего порядка изъятия земельных участков, в том числе посредством снижения административных издержек при осуществлении изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Во-вторых, законопроектом предусматривается возможность в некоторых случаях осуществлять изъятие за счет средств частных лиц, заинтересованных в приобретении прав на изымаемые земельные участки при условии действий указанных лиц в публичном интересе (строительство линейных объектов и т.п.), без привлечения бюджетных средств.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд" потребуется признание утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 262 "Об утверждении правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.