Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 304460-5 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за неисполнение решения суда о порядке осуществления родительских прав и (или) о месте жительства ребенка"
Досье на проект федерального закона
1. Предлагаемый проект федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за неисполнение решения суда о порядке осуществления родительских прав и (или) о месте жительства ребенка" направлен на обеспечение реализации права ребенка на его общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (пункт 1 статьи 55 Семейного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 9 Конвенции ООН о правах ребенка государства должны обеспечивать, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.
2. Законопроектом предлагается:
1) дополнить статью 65 Семейного кодекса Российской Федерации пунктом четвертым, закрепляющим возможность применения к лицу, не исполняющему решение суда о месте жительства ребенка мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 1 законопроекта). Кроме того, в пункте третьем статьи 66 СК РФ предлагается закрепить положение об ответственности за неисполнение решения, также о возможности привлечения лица к уголовной ответственности за злостное неисполнение решения суда о порядке общения с ребенком (пункт 2 статьи 1 законопроекта). В абзаце втором пункта первого статьи 79 СК РФ слова "гражданским процессуальным законодательством" предлагается заменить словами "законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 1 законопроекта).
В действующей редакции Семейного кодекса Российской Федерации (пункт четвертый статьи 66 СК РФ и абзац первый пункта 1 статьи 79 СК РФ) предусмотрено, что при невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.
Гражданский процессуальный кодекс РСФСР действительно содержал санкции за неисполнение решения суда. Гражданский процессуальный кодекс РФ содержит лишь указание на то, что неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Таким образом, в настоящее время для того, что бы привлечь виновного родителя к ответственности недостаточно лишь применения норм гражданского процессуального законодательства. В указанном случае необходимо руководствоваться и положениями части 3 статьи 113 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, использование в пункте четвертом статьи 66 СК РФ и пункте 1 статьи 79 СК РФ указания на меры ответственности, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством недостаточно.
Кроме того, следует отметить, что размер административного штрафа за неисполнение решения суда (от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей) не решает проблему, связанную с неисполнением решений суда по делам о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, и (или) о месте жительства ребенка. К сожалению, в последнее время участились случаи, когда родитель, с которым проживает ребенок, препятствует общению другого родителя с ребенком или не выполняет решение суда об определении места жительства ребенка с другим родителем. Положение о том, что в случае злостного невыполнения решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка, исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка, практически не действует, поскольку в законодательстве не определено, что понимается под "злостным невыполнением решения суда".
Предлагаемые изменения позволяют устранить пробел в правовом регулировании. Кроме того, они необходимы для решения задач законопроекта, направленных на установление административной и уголовной ответственности за неисполнение решения суда о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, и (или) о месте жительства ребенка;
2) дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 5.58. "Неисполнение решения суда о порядке осуществления родительских прав и (или) о месте жительства ребенка" (статья 2 законопроекта). Как уже отмечалось ранее, привлечение правонарушителя к административной ответственности за неисполнение решения суда не является достаточной мерой для предотвращения подобных правонарушений. В связи с этим законопроектом предлагается ввести в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях специальную норму, предусматривающую административную ответственность за неисполнение решения суда о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, и (или) о месте жительства ребенка;
3) внести изменение в главу "Преступления против семьи и несовершеннолетних" Уголовного кодекса Российской Федерации, дополнив указанную главу статьей 157.1, устанавливающей уголовную ответственность за злостное неисполнение родителем (другим лицом, на попечении которого находится ребенок), а также другим родственником ребенка решения суда о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, и (или) о месте жительства ребенка (статья 3 законопроекта). При этом во избежание трудностей в правоприменительной практике в проектной редакции статьи дается примечание, раскрывающее понятие злостного неисполнения решения суда о порядке осуществления родительских прав.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за неисполнение решения суда о порядке осуществления родительских прав и (или) о месте жительства ребенка"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за неисполнение решения суда о порядке осуществления родительских прав и (или) о месте жительства ребенка" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за неисполнение решения суда о порядке осуществления родительских прав и (или) о месте жительства ребенка"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за неисполнение решения суда о порядке осуществления родительских прав и (или) о месте жительства ребенка" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.