Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 304470-5 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях обеспечения защиты прав детей на семью как естественную среду для их роста и благополучия".
Досье на проект федерального закона
1. Предлагаемый проект федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях обеспечения защиты прав детей на семью как естественную среду для их роста и благополучия" направлен на обеспечение реализации в национальном законодательстве прав детей на семью как естественную среду для их роста и благополучия. В Конвенции ООН о правах ребенка отмечается, что государства-участники Конвенции убеждены в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества.
2. Законопроектом предлагается:
1) закрепить в Семейном кодексе Российской Федерации (далее - СК РФ) понятие "место жительства ребенка" (пункт 1 законопроекта). Данная норма фактически дублирует положения пункта 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В предлагаемой норме устанавливается, что местом жительства ребенка, не достигшего возраста четырнадцати лет, признается место жительства его родителей (лиц, их заменяющих). В тексте законопроекта используется термин "лица, их заменяющие", а не "законные представители", как это закреплено в ГК РФ. Использование предлагаемой терминологии обосновывается спецификой изложения главы 11 СК РФ (статьи 56, 60), в которой используется термин "лица, их заменяющие".
Термин "место жительства ребенка" уже используется, но не раскрывается в статье 65 СК РФ. Предлагаемое в законопроекте определение является составной частью права ребенка жить в семье (пункт 1 статьи 54 СК РФ). Введение указанного понятия в СК РФ необходимо для оптимизации правоприменительной практики и для реализации целей законопроекта. Его введение позволяет сформулировать правила определения места жительства ребенка и специфику законного представительства ребенка, в случае раздельного проживания его родителей;
2) ввести в СК РФ норму, устанавливающую правило в соответствии, с которым права родителей могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов детей (пункт 2 законопроекта).
В соответствии с положениями части 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, части 2 и части 3 Конституции РФ при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "части 2 и части 3" следует читать "части 2 и части 3 статьи 17"
Предлагаемая в законопроекте норма является специальной по отношению к общей норме, установленной абзацем 2 пункта 4 статьи 1 СК РФ в соответствии, с которой права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.
В статье 73 СК РФ установлен институт "ограничения родительских прав". Предлагаемая в законопроекте правовая конструкция "права родителей могут быть ограничены" имеет другое содержание и юридическое значение и позволяет разграничить "ограничение родительских прав" и иное изменение объема родительских прав, не связанное с институтом "ограничения родительских прав";
3) установить правило в соответствии, с которым в случае раздельного проживания родителей законным представителем ребенка является родитель, с которым проживает ребенок, если иное не установлено письменным соглашением родителей или решением суда (пункт 3 законопроекта). Кроме того, устанавливается исключения из указанного правила, так предлагаемая норма не распространяется на случаи выезда несовершеннолетнего из Российской Федерации, а также на иные случаи, когда в соответствии с федеральным законом требуется получение согласия обоих родителей.
Предлагаемое правило направлено на совершенствование норм, регулирующих вопросы осуществления родительских прав при раздельном проживании родителей ребенка. Одной из серьезных проблем осуществления родительских прав при раздельном проживании родителей является неопределенность в вопросе о представительстве прав и интересов ребенка. Раздельное проживание родителя и ребенка не прекращает родительских прав (статья 66 СК РФ), и в силу абзаца второго пункта 1 статьи 64 СК РФ оба родителя являются законными представителями ребенка. Даже определение места жительства ребенка с одним из родителей в порядке, предусмотренном законом (по соглашению сторон или по решению суда - пункт 3 статьи 65 СК РФ) по действующему законодательству не изменяет отношений законного представительства.
Вместе с тем совместное осуществление родителями прав по законному представительству зачастую практически невозможно при их раздельном проживании. Практика применения положений о законном представительстве ребенка имеет примеры, когда отдельно проживающие родители, злоупотребляя своим правом на законное представительство, действовали в противоречии с интересами ребенка. Либо необходимость истребования согласия от отдельно проживающего родителя на совершение юридически значимых действий создавала угрозу жизни ребенку. В ряде случаев представительство со стороны обоих родителей создает необоснованные препятствия для реализации ребенком своих прав и законных интересов. Между тем в целом ряде жизненных ситуаций волеизъявление этого лица как законного представителя является необходимым.
Предлагаемое в законопроекте правило не ущемляет прав отдельно проживающего родителя, поскольку в случаях, когда федеральным законом для совершения действий предусмотрено получение согласия обоих родителей, указанное правило о законном представительстве одного родителя не действует. Предлагаемое нововведение позволит обеспечить более оперативную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей;
4) новая редакция пункта 3 статьи 65 СК РФ (пункт 4 законопроекта).
Законопроектом предлагается установить исключение из общего правила определения места жительства ребенка. Так, в случае раздельного проживания родителей местом жительства ребенка будет признаваться место жительства родителя, с которым ребенок постоянно или преимущественно проживает, если иное не установлено письменным соглашением родителей или решением суда. Данное положение соответствует общегражданскому определению места жительства, закрепленному в пункте 1 статьи 20 ГК РФ. Так, местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В пункте 2 статьи 20 ГК РФ при определении места жительства ребенка подразумевается совместное проживание родителей. Статья 27 Конституции РФ устанавливает, что каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Поскольку в ряде случаев место жительства является правообразующим юридическим фактом, а регистрация по месту жительства фактически может не совпадать с местом жительства, то при раздельном проживании родителей могут возникнуть сложности с определением места жительства ребенка. Предлагаемое правило позволяет устранить неопределенность в установлении места жительства ребенка, родители которого проживают раздельно, в случае отсутствия соглашения между родителями или решения суда.
В предлагаемой норме сохраняется правило, согласно которому место жительства ребенка может быть определено соглашением сторон или решением суда. При этом устанавливается письменная форма для такого рода соглашения родителей. Письменная форма вводится в целях защиты прав и интересов детей, поскольку в случае спора между родителями о месте жительства ребенка в суде зачастую трудно доказать наличие устного соглашения.
Законопроектом предусматривается, что при определении места жительства ребенка суд будет учитывать следующие обстоятельства: интересы ребенка; мнение ребенка; привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам; возраст ребенка; нравственные и иные личные качества родителей; состоит ли родители в браке между собой; в каком порядке было установлено отцовство (на основании пункта третьего статьи 48 или статьи 49 СК РФ); в какой срок после рождения ребенка было установлено отцовство на основании пункта третьего статьи 48 СК РФ; отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком; возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое) и другие заслуживающие внимания обстоятельства.
В указанной норме также предлагается закрепить правило в соответствии, с которым в случае, если родители ребенка не состояли и не состоят в браке между собой, местом жительства ребенка признается место жительства его матери, если иное не установлено письменным соглашением родителей или решением суда. Указная норма направлена на защиту прав и интересов детей, а также их одиноких матерей. В соответствии с частью 1 статьи 38 Конституции РФ материнство, детство и семья находятся под защитой государства. В указанной норме государственная защита прав отцов закрепляется через призму семьи. В то время как защита материнства в указанной норме приобретает особый статус и ставится на первое место. Предлагаемая в законопроекте норма соответствует части 2 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, в которой установлено, сто материнство дает право на особое попечение и помощь. При этом у отца ребенка сохраняется право обратиться в суд или заключить с матерью ребенка соглашение, в котором место жительства ребенка будет определено с ним. Кроме того следует отметь, что СК РФ известны случаи ограничения прав мужчины в целях защиты интересов матери и ребенка. Так, в статье 17 СК РФ установлено, что муж не имеет право без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака, во время ее беременности и в течение года после рождения ребенка.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях обеспечения защиты прав детей на семью как естественную среду для их роста и благополучия"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях обеспечения защиты прав детей на семью как естественную среду для их роста и благополучия" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях обеспечения защиты прав детей на семью как естественную среду для их роста и благополучия"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях обеспечения защиты прав детей на семью как естественную среду для их роста и благополучия" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.