Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 300985-5 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 4 Федерального закона 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в редакции проекта федерального закона N 141018-5, внесенного Президентом Российской Федерации, и принятого Государственной Думой 15 апреля 2009 г. в третьем чтении) одной из целей государственной политики в интересах детей является их защита от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно данным Росстата, потребление учтенного алкоголя на душу населения в стране выросло с 5,38 литра абсолютного алкоголя в 1990 г. до 10,1 л в 2009 г., или в 1,8 раза. В структуре продажи алкогольной продукции и пива населению 80% приходится на пиво, 13% - на водку и ликероводочные изделия, 6% - на вино и 1% на коньяк. При этом наблюдается существенный рост производства слабоалкогольных напитков и продажи пива. Объем производства слабоалкогольных напитков в 2008 г. по сравнению с 1998 г., вырос почти в 6 раз, а объем продажи пива в 3 раза. Наблюдается постоянный рост торговых точек, продающих алкогольную продукцию, их насчитывается около 100 000 по всей стране, и эта цифра постоянно растет. Не поддается исчислению количество палаток, баров, кафе, которые продают алкоголь и пиво. А рост производства и продажи алкогольной продукции и пива вызывается ростом их спроса и потребления населением, в том числе несовершеннолетними, что приводит к непоправимым последствиям.
По данным Роспотребнадзора, в Российской Федерации более 28 млн. человек вовлечены в пьянство. А из 10 млн. детей в возрасте от 11 до 18 лет более 50 % регулярно употребляют спиртные напитки и пиво. Более того, из трех российских детей в возрасте от 13 до 16 лет - двое употребляют спиртные напитки. От одного до шести литров пива, от двух до пяти банок алкогольных коктейлей - такую дозу каждый день алкоголя принимает среднестатистический школьник в России. По данным Росстата в 2007 году смертность от причин, связанных с употреблением алкоголя, составила 75,2 тыс. человек.
Таким образом, проблема подросткового алкоголизма в Российской Федерации сегодня перестала быть сугубо медицинской или правоохранительной, она достигла уровня государственной. Темпы распространения алкоголизма приобрели масштабы, непосредственно угрожающие устоям общества и здоровью нации. Несмотря на, имеющейся в российском законодательстве запрет на продажу алкогольных напитков несовершеннолетним можно говорить о том, что данное требование выполняется крайне редко. Одной из главных причин сложившейся ситуации является вседоступность алкоголя для несовершеннолетних. Практически любой подросток до 18 лет может купить алкогольный напиток в торговой точке, так как продавец даже не имеет право потребовать удостоверение личности и опирается только на субъективное мнение при определении возраста покупателя.
Зарубежный опыт свидетельствует: в большинстве цивилизованных стран продажа любых алкогольных напитков несовершеннолетним категорически запрещена, и этот запрет неукоснительно выполняется, в т.ч. благодаря норме, по которой продавец имеет право требовать удостоверение личности, подтверждающее возраст покупателя.
С учетом изложенного, предлагается законодательно закрепить право продавца спрашивать удостоверение личности при покупке алкогольной продукции. Однако это право не является обязательным и остается на усмотрение продавца.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.