Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 280828-5 "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на совершенствование порядка и условий отбывания наказания осужденными, содержащимися в колониях-поселениях, а также на уточнение отдельных положений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью седьмой статьи 97 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК) в срок отбывания наказания засчитывается время нахождения осужденного за пределами исправительного учреждения.
Вместе с тем под термином "нахождение за пределами исправительного учреждения" помимо собственно выезда осужденного, предусмотренного указанной статьей, можно понимать любой другой случай пребывания осужденного вне границ учреждения, в том числе время побега осужденного из мест лишения свободы, а также уклонение осужденного, получившего разрешение на выезд, от возвращения в исправительное учреждение.
Проектом федерального закона предлагается уточнить положение части седьмой статьи 97 УИК, согласно которому в срок отбывания наказания засчитывается период времени, в течение которого осужденному разрешен выезд за пределы исправительного учреждения, что позволит избежать двойного толкования данной нормы и обеспечить единообразие в применяемой терминологии.
Одним из основных принципов уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний (статья 8 УИК).
Статья 80 УИК развивает и конкретизирует указанный принцип, устанавливая требование раздельного содержания в исправительных учреждениях различных категорий осужденных к лишению свободы.
Предлагаемые изменения в статью 128 УИК предусматривают, что в колониях-поселениях лица, ранее не отбывавшие лишение свободы, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, а также за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести отбывают наказание отдельно от лиц, осужденных за преступления, совершенные по неосторожности, ранее отбывавших лишение свободы, и положительно характеризующихся осужденных, переведенных из колонии общего и строгого режима в порядке, предусмотренном статьей 78 УИК.
Следует отметить, что законопроектом не предусматривается возврат к существовавшему до 2006 года раздельному содержанию в колониях-поселениях лиц, осужденных за преступления, совершенные по неосторожности, впервые осужденных за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, и осужденных, переведенных из колоний общего и строгого режима, так как разделение осужденных, содержащихся в колониях-поселениях, на указанные категории не оправдало себя на практике.
Таким образом, в целях оптимизации размещения осужденных в колониях-поселениях, недопущения совместного содержания лиц, впервые осужденных, и ранее судимых, законопроектом предлагается внести изменения в статью 128 УИК, устанавливающие новые критерии разделения осужденных в колониях-поселениях, предусмотрев раздельное содержания лиц, ранее не отбывавших наказание в виде лишения свободы, и лиц, ранее содержавшихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Согласно статье 129 УИК осужденным, отбывающим наказание в колонии-поселении, может быть разрешено проживание со своими семьями, как на территории данного учреждения, так и за ее пределами.
Действующая редакция названной нормы предполагает возможность проживания осужденного в любом населенном пункте страны вне зависимости от расположения колонии-поселения, что противоречит целям и смыслу наказания в виде лишения свободы. В связи с этим возникает необходимость определения границ такого проживания.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 129 УИК, в соответствии с которыми проживание осужденных со своими семьями за пределами колонии-поселения будет разрешено в пределах муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение.
Одновременно законопроектом предлагается привести терминологию статьи 129 УИК в соответствие с понятийным аппаратом, используемым Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Реализация законопроекта не потребует внесения изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" не повлечет расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
В связи с данным законопроектом не потребуется принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.