Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 305445-5 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" вызвана необходимостью увеличения числа мировых судей Ямало-Ненецкого автономного округа для повышения качества рассмотрения дел и соблюдения сроков их рассмотрения.
В Ямало-Ненецком автономном округе институт мировых судей действует с 2000 года, когда из заявленной в порядке законодательной инициативы Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 41-й должности мирового судьи Федеральным законом "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" автономному округу было определено 22 должности мирового судьи и соответствующее количество судебных участков. В последующем практика реализации законодательства о мировых судьях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа подтвердила, что данная цифра была значительно занижена по сравнению с изначально заявленной реальной потребностью в мировых судьях и, как следствие, в 2006 году число мировых судей в Ямало-Ненецком автономном округе было увеличено с 22 до 27 и в 2007 году с 27 до 30.
Вместе с тем это увеличение по-прежнему не решает проблему оптимального размещения судебных участков в автономном округе и снижения нагрузки на мировых судей. Сохраняется тенденция ежегодного увеличения рассматриваемых дел в Ямало-Ненецком автономном округе.
Так, мировыми судьями Ямало-Ненецкого автономного округа за 3 месяца 2008 года производством окончено 781 уголовное дело (в 1,2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года), 7495 гражданских дел (в 1,4 раза больше, чем в 2007 году) и 9766 дел об административных правонарушениях (в 1,2 раза больше, чем в 2007 году). При этом по городу Надыму и Надымскому району (суммарно) количество оконченных гражданских дел за 3 месяца 2008 года выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2,3 раза, по делам об административных правонарушениях - в 1,6 раза.
В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" единственным критерием для создания судебного участка является численность населения - от 15 до 23 тысяч человек, с дополнением, что в административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок. Вместе с тем практика создания судебных участков показывает, что, кроме постоянного населения, состоящего из разных половозрастных групп, необходимо учитывать и иные факторы.
Ямало-Ненецкий автономный округ, обладающий огромным социально-экономическим потенциалом, является одним из крупнейших импортеров иностранной рабочей силы в Российской Федерации, и в действительности численность населения значительно выше официальной за счет населения, имеющего временную регистрацию, а зачастую - без регистрации, а также работающих вахтовым методом, иностранцев. По данным управления Федеральной миграционной службы по автономному округу, ежегодно на предприятиях и в организациях автономного округа только легально осуществляют трудовую деятельность более 30 тысяч иностранных граждан. В экономике автономного округа вахтовым методом ежегодно работают 60 - 65 тысяч человек.
Вместе с тем завершается подготовка к реализации мегапроекта "Урал промышленный - Урал Полярный", предполагающего гигантские инвестиции (общий объем капитальных вложений 453 млрд рублей).
В рамках всего проекта планируется создание 20 геологоразведочных и 40 горнодобывающих предприятий. По оценкам специалистов Института экономики УрО РАН, в проекте будет задействовано порядка 66 тысяч человек. С учетом семейственности работников на проекте всего будет задействовано около 130 тыс. человек.
Кроме того, начаты работы по комплексному промышленному освоению месторождений углеводородов полуострова Ямал и прилегающих акваторий, что также предполагает создание дополнительной социальной, транспортной и энергообеспечивающей инфраструктуры на полуострове Ямал и, соответственно, приведет к увеличению в основном активной части населения.
Приведенные данные подтверждают сохранение тенденции ежегодного увеличения рассматриваемых дел в Ямало-Ненецком автономном округе.
Учитывая вышеизложенное, предлагается ввести дополнительно к тридцати, установленным федеральным законом, три должности мировых судей в Ямало-Ненецком автономном округе, распределив эти должности в следующем порядке:
г. Надым - 1 мировой судья;
Надымский район - 1 мировой судья;
Приуральский район - 1 мировой судья.
|
С.Н. Харючи |
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Принятие и реализация указанного Закона потребуют дополнительных расходов из федерального бюджета, необходимых для содержания мировых судей.
Проект закона предусматривает увеличение общего числа мировых судей в Ямало-Ненецком автономном округе на 3 единицы.
Расчет финансовых затрат на содержание трех дополнительных должностей мировых судей произведен на основании пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", статьи 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" и включает должностной оклад, доплату за квалификационный класс, доплату за особые условия труда, надбавку за сложность и напряженность в работе, высокие достижения в труде и специальный режим работы, доплату за выслугу лет, премии по итогам работы за квартал, год, ежемесячную премию, материальную помощь, северную надбавку, районный коэффициент, начисления на оплату труда, компенсацию взамен санаторно-курортного лечения, оплату проезда к месту отдыха и обратно.
Должностной оклад мирового судьи - 15 722,60 руб. в месяц (60% должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации);
надбавка за квалификационный класс в размере 15% денежного оклада:
15 722,60 x 15% = 2 358,40 руб. в месяц;
надбавка за особые условия труда в размере 50% денежного оклада:
15 722,60 x 50% = 7 861,30 руб. в месяц;
надбавка за сложность и напряженность в работе, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере 8,3% денежного оклада:
15 722,60 x 8,3% = 1 304,98 руб. в месяц;
надбавка за выслугу лет в размере четырех окладов с учетом надбавки за квалификационный класс в год:
(15 722,60 + 2 358,40) x 4 / 12 = 6027,00 руб. в месяц;
премии по итогам работы в размере десяти окладов с учетом надбавки за квалификационный класс в год:
(15 722,60 + 2 358,40) x 10 / 12 = 15 067,50 руб. в месяц;
ежемесячная премия в размере 33% должностного оклада:
15 722,60 x 33%=5 188,46 руб. в месяц;
районный коэффициент в размере 50% :
(15 722,60+2 358,40+7 861,30+1 304,98+6 027,00+15 067,50+5 188,46) x 50% = 26 765,12 руб. в месяц;
северная надбавка в размере 80%:
(15 722,60+2 358,40+7 861,30+1 304,98+6 027,00+15 067,50+5 188,46) x 80% = 42 824,19 руб. в месяц;
материальная помощь в размере двух окладов с учетом надбавки за квалификационный класс в год:
(15 722,60 + 2 358,40) x 2 / 12 = 3 013,50 руб.в месяц.
Денежное содержание в год на одного мирового судью составит:
126 133,05 x 12 месяцев = 1 513 596,60 руб.
Начисления на оплату труда в размере 6,2%:
1 513 596,60 руб. x 6,2% = 93 842,98 руб.
Компенсация взамен санаторно-курортного лечения на одного мирового судью в год - 30 000 рублей.
Расходы на оплату проезда мирового судьи и двух членов семьи к месту отдыха и обратно - 90 000 рублей.
Итого расходы на одного мирового судью в год составят 1 727 439,58 рублей.
Всего расходы на содержание трех мировых судей в год за счет средств федерального бюджета составят 5 182 319 рублей.
|
С.Н. Харючи |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу и приостановления действия других актов федерального законодательства.
|
С.Н. Харючи |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.