Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 305782-5 "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования порядка осуществления расходов инвесторов на строительство и (или) реконструкцию объектов транспортной, инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры"
Досье на проект федерального закона
Возможность правомерного возложения на застройщиков (далее - застройщики, инвесторы) обязанности по строительству (реконструкции) объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей с целью их последующей безвозмездной передачи в государственную (муниципальную) собственность законодательно закреплена только в рамках правоотношений, устанавливаемых между органами местного самоуправления и застройщиками по вопросу развития застроенных территорий и только в рамках соответствующего договора, заключаемого в соответствии со статьей 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом Градостроительным кодексом Российской Федерации определен перечень допустимых при заключении договора о развитии застроенной территории обременений инвесторов и установлен запрет на установление любых иных условий договора, влекущих за собой дополнительные расходы лица, заключившего договор с органом местного самоуправления.
Учитывая, что в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе учесть при определении налогооблагаемой прибыли любые обоснованные, осуществленные в целях ведения предпринимательской деятельности и документально подтвержденные расходы (за исключением установленного перечня расходов, которые не учитываются при определении налоговой базы), а договор развития застроенной территории реализуется налогоплательщиком в рамках осуществления им предпринимательской деятельности, действующее налоговое законодательство не препятствует отнесению расходов организаций-инвесторов по выполнению условий договора о развитии застроенной территории, в том числе расходов по строительству транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей, на уменьшение налогооблагаемой прибыли.
Вместе с тем, учитывая правовую природу договора о развитии застроенной территории и его значимость для развития рынка доступного жилья, представляется целесообразным установить специальное правовое регулирование в отношении определения налоговой базы по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей в рамках реализации договора о развитии застроенной территории, дополнив главу 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации статьей 264.2, определяющей порядок учета таких расходов для целей налогообложения прибыли организаций.
Исходя из того, что практика неправомерных требований органов государственной власти, органов местного самоуправления о строительстве (реконструкции) объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей носила в предыдущие годы массовый характер, с целью снижения налоговой нагрузки на инвесторов предполагается урегулировать порядок учета для целей налогообложения прибыли организаций указанных расходов инвесторов, возникших с 1 января 2007 года по 1 января 2011 года на основе заключенных инвестиционных договоров (соглашений) между инвесторами и органами государственной власти, органами местного самоуправления, предусматривающих строительство таких объектов.
Законопроектом предусмотрено, что расходы на строительство и (или) реконструкцию объектов инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры учитываются в составе расходов отчетного (налогового) периода равномерно в течение срока, который определяется налогоплательщиком самостоятельно и не должен быть менее пяти лет.
Одновременно, в пункт 16 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации вносится уточнение, позволяющее учитывать для целей налогообложения прибыли организаций расходы на строительство и (или) реконструкцию объектов инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры в том случае, если обязательство по передаче соответствующих объектов в муниципальную или государственную собственность, исходя из условий инвестиционных договоров (соглашений), носит безвозмездный характер.
Также законопроектом предусмотрено, что вносимые изменения не будут распространяться на соглашения, признаваемые договорами подряда, расходы по которым учитываются при налогообложении прибыли в соответствии с действующими положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования порядка осуществления расходов инвесторов на строительство и (или) реконструкцию объектов транспортной, инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования порядка осуществления расходов инвесторов на строительство и (или) реконструкцию объектов транспортной, инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
В соответствии со сложившейся правоприменительной практикой, подтвержденной разъяснениями Минфина России и отдельными судебными решениями, действующий порядок налогообложения прибыли организаций при строительстве и передаче объектов социальной, коммунальной инфраструктуры и (или) инженерных сетей в государственную (муниципальную) собственность должен определяться исходя из условий инвестиционного соглашения с учетом принципа экономической обоснованности расходов. В случае, если расходы, связанные со строительством указанных объектов, необходимы для осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщика, такие расходы могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыть организаций.
Уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций путем включения в нее расходов на строительство и (или) реконструкцию объектов транспортной, инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры, которые осуществлены налогоплательщиком в соответствии с инвестиционными договорами (соглашениями), заключенными с органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в течение 2007 - 2010 годов будет компенсировано уменьшением расходов текущего отчетного (налогового) периода путем более равномерного, по сравнению с действующим, порядка учета расходов по договору о развитии застроенной территории, которые будут учитываться в течение срока, определяемого налогоплательщиком, но не менее пяти лет.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования порядка осуществления расходов инвесторов на строительство и (или) реконструкцию объектов транспортной, инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования порядка осуществления расходов инвесторов на строительство и (или) реконструкцию объектов транспортной, инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия каких-либо федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.