Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 310520-5 "Об упразднении некоторых районных судов Удмуртской Республики"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Удмуртской Республики" разработан в соответствии со статьёй 17 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и статьей 21 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР".
Принятие предлагаемого Федерального закона позволит привести судебную систему Удмуртской Республики в соответствие с действующим федеральным законодательством.
С 1 января 2004 года введен в действие пункт 3 части второй статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому суд первой инстанции рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в составе коллегии из трёх судей федерального суда общей юрисдикции.
В настоящее время на территории Удмуртской Республики действуют одиннадцать районных судов штатной численностью из двух судей: Алнашский, Вавожский, Граховский, Дебёсский, Каракулинский, Киясовский, Красногорский, Селтинский, Шарканский, Юкаменский и Ярский, что делает невозможным реализацию вышеназванного требования Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о рассмотрении дел коллегией из трёх судей. С учётом анализа нагрузки судей Алнашского, Вавожского, Граховского, Каракулинского, Киясовского, Шарканского и Ярского районных судов и перспективы роста населения данных районов Удмуртской Республики очевидно, что вводить дополнительные единицы судей в них нецелесообразно. Кроме того, имеются определённые сложности в подборе кадров судей для работы в данных районах. Увеличение штатной численности судей потребует изыскания дополнительных площадей для судов, повлечёт дополнительные расходы на материально-техническое обеспечение судей и работников аппаратов судов.
Применительно к части 2 статьи 21 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР", которая позволяет создавать районные суды в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территорий нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации, выход из сложившейся ситуации возможен путём упразднения Алнашского, Вавожского, Граховского, Каракулинского, Киясовского, Шарканского и Ярского районных судов Удмуртской Республики с передачей относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию близлежащих районных (городских) судов Удмуртской Республики (Можгинского городского суда, Увинского районного суда, Кизнерского районного суда, Сарапульского районного суда, Малопургинского районного суда, Воткинского городского суда, Глазовского городского суда).
Штатная численность судей и сотрудников аппаратов упразднённых судов будет передана в соответствующие районные (городские) суды.
Фактически размещение судов не изменится. Судьи и работники аппаратов в том же составе останутся в зданиях упразднённых судов в с. Алнаши, с. Вавож, с. Грахово, с. Каракулино, с. Киясово, с. Шаркан, п. Яр и будут осуществлять правосудие не только на территории своего административного района, но и, в случае необходимости, рассматривать судебные дела и материалы на территории всего соответствующего судебного района. Кроме того, появится реальная возможность рассмотрения уголовных дел в составе коллегии из трех судей, что позволит обеспечить выполнение требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и реализацию конституционного права граждан на рассмотрение дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом.
Нагрузка на судей по рассмотрению дел будет выровнена путем равномерного распределения дел между судьями укрупненного суда.
Упразднение районных судов Удмуртской Республики не потребует пересмотра границ судебных участков, соответственно отправление правосудия мировыми судьями Удмуртской Республики останется прежним в границах существующих административных районов.
Упразднение вышеназванных судов с одновременной передачей отнесённых к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию других судов не отразится на процессе осуществления правосудия, а будет способствовать совершенствованию всей судебной деятельности и облегчению доступа граждан к суду для защиты своих законных прав и интересов.
Действующие в настоящее время Воткинский, Глазовский, Можгинский городские суды и Кизнерский, Малопургинский, Сарапульский, Увинский районные суды не создаются вновь, а только расширяется их юрисдикция, в связи с чем не потребуется отсрочка вступления в действие данного федерального закона.
Предлагаемые в проекте федерального закона границы территориальной юрисдикции судов позволят более равномерно распределить нагрузку по рассмотрению дел на федеральных судей.
Принятие данного федерального закона не потребует внесения изменений и дополнений в действующее федеральное законодательство.
Более того, создание судов, юрисдикция которых распространится на территории нескольких районов, будет способствовать самостоятельности и независимости судей, что является одним из приоритетных направлений судебно-правовой реформы в России.
Председатель |
А.В. Соловьёв |
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Удмуртской Республики"
Принятие Федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Удмуртской Республики" предполагает в связи с передачей полномочий по рассмотрению судебных дел из упраздняемых судов Удмуртской Республики в соответствующие действующие суды Удмуртской Республики изготовление дополнительных печатей, штампов, замену вывесок районных судов, а также удостоверений судей и работников аппаратов судов.
Согласно расчету Управления Судебного департамента в Удмуртской Республике на эти цели потребуется 95 тыс. рублей, в том числе:
изготовление печатей, штампов - 60 тыс. рублей;
изготовление удостоверений - 5 тыс. рублей;
изготовление вывесок - 30 тыс. рублей.
Эти затраты планируется произвести за счёт средств федерального бюджета, выделяемых Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на содержание судов общей юрисдикции.
Председатель |
А.В. Соловьёв |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, принятию, приостановлению, изменению, дополнению при принятии Федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Удмуртской Республики"
Принятие Федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Удмуртской Республики" не потребует признания утратившими силу, принятия, приостановления, изменения, дополнения актов федерального законодательства.
Председатель |
А.В. Соловьёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.