Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
На рассмотрение предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Разработка законопроекта обусловлена необходимостью принятия дополнительных мер по усилению государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" субъектам Российской Федерации предоставлено право введения декларирования розничной продажи алкогольной продукции на своих территориях, а также право определения порядка представления и формы декларации о розничной продаже алкогольной продукции.
По экспертным оценкам, доля нелегального оборота алкоголя в стране составляет 30-40 процентов. Одним из способов выявления нелегального оборота является сопоставление декларируемых объемов оборота алкогольной продукции в оптовом и розничном звене.
С принятием поправок декларирование розничной продажи алкогольной продукции во всех субъектах Российской Федерации будет обязательным. Для установления единой формы декларации о розничной продаже алкогольной продукции и порядка ее представления предлагается утвердить указанные форму и порядок постановлением Правительства Российской Федерации.
Без единообразия требований к форме и порядку декларирования невозможно вести достоверный учет движения алкогольной продукции на всей территории Российской Федерации.
Поскольку данные деклараций о розничной продаже алкогольной продукции будут унифицированы с показателями отчетности деклараций о производстве и обороте алкогольной продукции, станет возможным сопоставление данных об отгрузках алкогольной продукции производителями с оборотом оптовых и розничных организаций. Это позволит выявлять недостоверные сведения о движении алкогольной продукции и бороться с нелегальным оборотом. Поставки алкогольной продукции от производителя до конечного потребителя будут полностью контролируемыми с помощью технических средств.
Следует учесть, что сведения об объеме розничной продажи алкогольной продукции, передаваемые в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики, представляются организациями розничной торговли один раз в год до 15 марта года, следующего за отчетным. В связи с чем, по материалам органов статистики, невозможно своевременно проводить мероприятия по контролю за оборотом алкогольной продукции. Декларации в отличие от сведений, представляемых в органы статистики, будут отражать не только розничную продажу (реализацию), но и все движение продукции: остатки на начало и конец отчетного периода, поступление и розничную продажу (реализацию) за отчетный период с разбивкой по производителям, поставщикам (оптовым организациям).
Кроме того, сведения, представляемые в органы статистики, сдаются в бумажном виде, что не позволяет заносить данные о движении алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.
Декларации о розничной продаже, как и декларации о производстве и обороте алкогольной продукции, будут представляться не только в бумажном, но и в электронном виде. Соответственно, единая государственная автоматизированная информационная система будет более действенно функционировать на всей территории России.
Декларирование розничной продажи в Вологодской области введено уже более двух лет назад. За это время неоднократно выявлялись факты закупки алкогольной продукции в розничном звене (что не допускается согласно действующему законодательству) либо у поставщиков, действие лицензии которых прекращено.
В законопроекте также конкретизируется требование к площадям торговых и складских помещений организаций торговли, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции. Складские и торговые помещения общей площадью 50 квадратных метров должны располагаться по одному адресу. В настоящее время лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются и в случаях, когда склад находится в ином, территориально обособленном месте. При этом площади суммируются. Это позволяет организациям торговли продавать алкогольную продукцию в небольших торговых залах, что отрицательно сказывается на санитарном состоянии объектов торговли и создании надлежащих условий для потребителей. Данные требования должны быть установлены федеральным законом, поскольку иные требования к торговым и складским помещениям, в том числе по площади, установлены федеральным законом.
Принятие законопроекта позволит осуществить оперативный контроль за оборотом алкогольной продукции на территории Российской Федерации, а также снизить долю теневого оборота и увеличить поступление налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Внося изменение в абзац пятый пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", проект относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организацию декларирования розничной продажи алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" порядок финансирования деятельности по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяется субъектами Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации наделен полномочиями по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, которая осуществляется на платной основе. В соответствии с принципом общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов не может быть закрепленных источников расходов. Поскольку оба механизма (лицензирование и декларирование) призваны обеспечивать контроль за деятельностью организаций розничной продажи и учет оборота на территории субъекта Российской Федерации, следовательно, доходы бюджета в виде платы за лицензии логично рассматривать как источник финансирования расходов бюджета на реализацию полномочий по декларированию.
Финансово-экономические последствия введения декларирования можно проследить на примере Вологодской области.
По состоянию на 1 января 2009 года на территории Вологодской области осуществляют розничную продажу алкогольной продукции 1207 организаций, имеющих лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в 3970 торговых точках. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции выдается организациям в соответствии с требованиями, изложенными в Положении о розничной продаже алкогольной продукции на территории Вологодской области, утвержденном постановлением Правительства области от 6 декабря 2005 года N 1263.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду постановление Правительства области от 6 декабря 2005 года N 1262
Лицензия выдается сроком на 5 лет. Сумма лицензионного сбора в Вологодской области составляет 25 тысяч рублей (с момента принятия постановления Правительства области N 1263 размер лицензионного сбора не изменялся).
Среди субъектов Российской Федерации размеры лицензионного сбора значительно варьируются, в частности:
в |
г. Москве - от 30 до 60 тысяч рублей; |
|
Нижегородской области - 50 тысяч рублей; |
|
Республике Татарстан - 60 тысяч рублей; |
|
Республике Мордовия - 8 тысяч рублей в год; |
|
Республике Калмыкия - 50-100 тысяч рублей; |
|
Республике Коми - 50 тысяч рублей; |
|
Костромской области - 30 тысяч рублей. |
Сумма сбора за переоформление лицензии в Вологодской области составляет 1 тысячу рублей (в то же время, например, в Липецкой области - 5 тысяч рублей).
Так, за период с 2006 по 2008 годы сумма поступлений от лицензионных сборов в Вологодской области составила 32,7 миллиона рублей. Затраты на декларирование за этот же период соответствуют 22,5 миллиона рублей.
Таким образом, расходы на декларирование в субъекте Российской Федерации могут быть покрыты за счет доходов, полученных от лицензирования. Кроме того, возможно дополнительное увеличение размера лицензионного сбора, особенно в тех субъектах Российской Федерации, в которых размер лицензионного сбора ниже, чем в остальных.
Следует отметить, что механизм контроля способствует выявлению нелегального оборота, соответственно, увеличению учтенного оборота алкогольной продукции и дополнительным поступлениям в бюджет. Так, по Вологодской области увеличение легальной реализации лишь на 1 процент за счет снижения доли теневого оборота приведет к дополнительным поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации только 20 миллионов рублей акцизов. Увеличение легальной реализации на 1 процент на всей территории Российской Федерации за счет снижения доли теневого оборота приведет к дополнительным поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации акцизов на сумму 1 миллиард рублей.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" необходимо принятие постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка представления и формы декларации о розничной продаже алкогольной продукции".
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.