Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 310805-5 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
С 1 января 2001 года Налоговым кодексом Российской Федерации была введена в действие новая норма, установившая единую ставку налога на доходы физических лиц в размере 13,0 процентов от налогооблагаемой базы.
До введения этой нормы в Налоговом кодексе Российской Федерации действовала прогрессивная шкала ставки этого налога с учетом размеров дохода физического лица.
Предлагаемые изменения в главе 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации направлены на введение прогрессивной шкалы налога с доходов физических лиц (далее НДФЛ) в зависимости от величины их доходов для восстановления принципа справедливости, всеобщности налогообложения и равномерности распределения налога между гражданами.
В соответствии с таблицей прогрессивной шкалы ставки НДФЛ, указанной в законопроекте, предлагается установить следующие ставки НДФЛ при наличии заработной платы и других доходов физических лиц:
на уровне минимального размера оплаты труда и менее ( 4330 рублей в месяц, 52 тысячи рублей в год) - 10 процентов от налогооблагаемой базы, то есть ниже на 3 процента ныне действующей ставки;
от 52 001 рубля 600 000 рублей в год -сохранить в размере 13 процентов;
от 600 001 рубля до 1 400 000 рублей - 15 процентов;
от 1400 001 рубля до 1 800 000 рублей в год - 18 процентов;
свыше 1800 001 рубля - 20 процентов с налогооблагаемой базы.
Необходимо отметить, что предлагаемые законопроектом ставки НДФЛ намного ниже ставок налога и уровней доходов, с которых уплачивался этот налог до 2001 года. Тогда при доходах свыше 50 001 рубля применялась ставка в размере 20 процентов, а при доходах свыше 150 001 рубля - 30 процентов.
Законопроект подготовлен с учетом того, что за 8 лет действия плоской шкалы ставки налога с доходов физических лиц экономика России постепенно вышла на уровень, позволяющий вводить небольшое повышение ставок НДФЛ с доходов лиц, получающих свыше 600 тысяч рублей в год, а также в связи с финансово-экономическим кризисом поддержать работающих граждан, имеющий месячный доход на уровне минимального размера оплаты труда и ниже.
При подготовке законопроекта по введению прогрессивного налога на доходы были учтены замечания Правительства Российской Федерации, членов Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и депутатов Государственной Думы, которые были высказаны ими при рассмотрении на заседаниях Государственной Думы аналогичных законопроектов в 2006 и 2007 годах, в которых предлагалось увеличение максимальной ставки НДФЛ до 30-40 процентов.
Прежняя ставка налога 13 процентов сохраняется в отношении подавляющего большинства работающих граждан, а их свыше 76 процентов от общей численности экономически активного населения, занятого в экономике страны.
В соответствии со статистическим данными, скорректированными на коэффициент 1,25 ( коэффициент роста средней заработной платы по стране в 2008 году по сравнению с 2007 годом) численность работников организаций по размерам заработной платы (доходов), начисленным в 2008 году распределяется следующим образом:
по заработной плате на уровне минимального размера оплаты труда ( до 4 330 рублей включительно или 52 000 в год рублей) - 14,25 процента от общей численности работающих в экономике;
в диапазоне от 52 001 рублей до 600 000 рублей в год, - 82,75 процента;
в диапазоне от 600 001 рублей до 1 500 000 рублей в год - 2,4 процента;
в диапазоне от 1500 001 рублей до 1 800 000 рублей в год- 0,35 процента;
в диапазоне свыше 1 800 001 рублей в год - 0,25 процента.
Введение прогрессивной шкалы НДФЛ не вызовет дополнительных очередей для сдачи налоговых деклараций в налоговые службы, так как Налоговым кодексом РФ обязанность представления этих деклараций возложена на налогоплательщиков (работодателей) или на налоговых агентов в бумажной или в электронной форме (при списочной численности работников свыше 100 человек). Физические лица будут представлять налоговые декларации по налогу с доходов в прежнем порядке с учетом изменений в расчете НДФЛ, вносимых в соответствии с настоящим Федеральным законом. Естественно, при принятии предлагаемого проекта закона потребуется внесение изменений в нормативные акты, устанавливающие порядок исчисления НДФЛ, а также внесение изменений в программное обеспечение, применяемое налоговыми службами при учете налогов с доходов физических лиц.
Опыт администрирования налога на доходы физических лиц у налоговых служб имеется, так как данный налог уплачивался до 2001 года, и максимальная шкала налога с доходов физических лиц тогда составляла 30%.
Опасения, что введение прогрессивной шкалы ставки НДФЛ повлияет на уход в тень выплаты заработков в высокодоходных сферах (финансово-банковской, добычи и переработки нефти и газа, энергетики, торговли и т.д.) излишни, так как:
- в настоящее время в налоговой системе сформированы электронные базы данных по учету поступления НДФЛ в федеральный бюджет на всех налогоплательщиков, и уровень контроля в налоговых службах намного выше, чем было до 2001 года;
- в случае уклонения работодателей -налогоплательщиков и налоговых агентов от уплаты НДФЛ в полном размере за своих работников к ним будут применяться нормы статей 198-199 УК РФ;
- государственная регистрация налогоплательщиков производится в налоговых службах, а не в регистрационных органах субъектов Российской Федерации, как это было ранее. Контроль за каждым налогоплательщиком намного усилился, и уйти в тень от уплаты налогов, как это было до 2001 года, в настоящее время не так просто и чревато последствиями;
- есть общий принцип социальной ответственности бизнеса, особенно крупного, который всячески поддерживается и приветствуется бизнес- сообществом, властью и населением. Рисковать имиджем и свободой представителям крупного и среднего бизнеса при том, что повышение ставки НДФЛ на 2-7 процентов, нет никакого резона. Тем более, что предлагаемые ставки НДФЛ намного ниже максимальных ставок налогов с доходов, установленных в большинстве развитых стран, где они составляют в среднем от 40 до 70 процентов.
Крупный бизнес из России, после введения прогрессивной шкалы НДФЛ, никуда не уйдет, так как предлагаемая максимальная ставка налога - 20 процентов все равно остается одной из самых низких в странах Европы и Северной Америки. Увеличение налога с доходов физических лиц не приведет к существенному увеличению себестоимости отечественных товаров и услуг и снижению их конкурентоспособности, так как доля труда в цене товара в высокоразвитых странах доходит до 75 процентов, а в России - всего до 35-35# процентов, и то в самых развитых отраслях экономики.
Предлагаемые в данном законопроекте ставки НДФЛ направлены на частичное выравнивание доходов населения, так как фактическая дифференциация по доходам различных групп населения весьма высока и разница в доходах между децильными группами с самыми низкими и самыми высокими доходами по различным оценкам достигает 25 и более раз.
Применение прогрессивной шкалы НДФЛ, в случае принятия закона, безусловно позволит увеличить поступление объемов этого налога в бюджеты субъектов Российской Федерации и активно решать экономические и социальные задачи, отнесенные к их полномочиям, что особенно важно в нынешний кризисный период.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В финансово-экономических расчетах результатов введения прогрессивной шкалы ставок налога с дохода с физических лиц учитывались данные Росстата о распределении численности работников организаций различных форм собственности по размерам начисленной заработной платы по состоянию на 1 января 2009 года с учетом средней заработной платы прогнозируемой в 2009 - 2010 годах.
Всего в бюджеты субъектов РФ дополнительно может поступить НДФЛ, рассчитанная с учетом прогрессивной шкалы ставок НДФЛ, на сумму более 63,35 млрд. рублей
При расчете дополнительных сумм НДФЛ, поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации, учитывались следующие статистические данные по состоянию на 1 апреля 2009 года.
По данным Росстата на 1 января 2009 года численность экономически активного населения, занятого в экономике составляет около 69,6 млн. человек, из них численность лиц, работающих в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, составляет 1532,2 тыс. чел., в том числе в системе федеральных органов государственной власти - 820,5 тыс. человек, органов государственной власти субъектов РФ - 241,45 тыс. человек (по различным стат. источникам).
Численность лиц, имеющих заработную плату (доход):
на уровне МРОТ 4330 рублей в месяц или 52 000 рублей в год составляет - 14,25 процента от общей численности работающих в экономике, то есть 69,6 млн. чел. х 0,1425 = 9,918 млн. человек.
в диапазоне от 52 001 рубля до 600 000 рублей в год, - 82,75 процента, то есть 69,6 млн. чел. х 0,8275 = 57,59 млн. чел.;
в диапазоне от 600 001 рубля до 1 400 000 рублей в год - 2,4 процента, то есть 69,6 млн. чел. х 0,024 = 1,67 млн. чел. = 1670 тыс. чел.;
в диапазоне от 1400 001 рубля до 1 800 000 рублей в год- 0,35 процента, то есть 69,6 млн. чел. х 0,0035 = 0,243 млн. чел. = 243 тыс. чел.;
в диапазоне свыше 1 800 001 рубля в год - 0,25 процента, то есть 69,6 млн. чел. х 0,0025 = 0,174 млн. чел.= 174,0 тыс. чел.
Для расчетов дополнительных сумм налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ) с учетом прогрессивной шкалы ставок НДФЛ, средний заработок (доход) в диапазоне от 600 000 до 1 400 000 рублей принят в сумме до 1,0# рублей в год, в диапазоне от 1 400 000 до 1 800 000 рублей принят в сумме 1,6 млн. рублей в год, в диапазоне свыше 1800 000 рублей в год - в сумме 2,1 млн. рублей в год.
Основные данные о дополнительных суммах НДФЛ, уплачиваемых налогоплательщиками в 2010 году, после введения прогрессивной шкалы ставок НДФЛ показаны в следующей таблице:
NN п/п |
Показатели расчета получаемого дополнительного налога по прогрессивной шкале ставок НДФЛ (сверх 13% НДФЛ) |
Налоговая база и суммы НДФЛ по диапазонам доходов |
1 |
Общая налоговая база лиц, имеющих доход на уровне МРОТ-52 000 рублей в год. (млрд. руб.) |
522,4 |
2 |
Общая налоговая база лиц, имеющих средний доход 1,0 млн. руб. в год (в диапазоне от 600 тыс. руб. до 1,4 млн. руб. в год) (млрд. руб.) |
1 670,0 |
3 |
Общая налоговая база лиц, имеющих средний доход 1,6 млн. руб. в год (в диапазоне от 1,4 млн. руб. до 1,8 млн. руб. в год). (млрд. руб.) |
393,6 |
4 |
Общая налоговая база лиц, имеющих средний доход 2,1 млн. руб. (в диапазоне свыше 1,8 млн. руб. в год) (млрд. руб.) |
370,65 |
5 |
Сумма НДФЛ лиц при ставке 10%, имеющих доход до уровня МРОТ -52 000 руб. в год (млрд. руб.) |
15,67 |
6 |
Сумма НДФЛ лиц при доп. ставке 2% (общая ставка 15%) с доходов в диапазоне от 600 001 руб. до 1,4 млн. руб. в год (млрд. руб.) |
33,4 |
7 |
Сумма НДФЛ лиц при доп. ставке 5% (общая ставка 18%) с доходов в диапазоне от 1 400 001 рубля до 1 800 000 рублей в год (млрд. руб.) |
19,68 |
8 |
Сумма НДФЛ лиц при доп. ставке 7% (при общей ставке 20%) с доходов в диапазоне свыше1,8 млн. руб. в год (млрд. руб.) |
25,94 |
9 |
Общая сумма НДФЛ, дополнительно уплачиваемая по прогрессивной шкале ставок НДФЛ в 2010 году (млрд. руб.) |
68,91 |
10 |
Всего в бюджеты субъектов РФ поступит НДФЛ: в т.ч. из федерального бюджета |
63,35 млрд. руб. 1,05 млрд. руб. |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в связи с принятием данного федерального закона
Принятие данного федерального закона потребует внесения изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
В целях реализации данного федерального закона Правительству Российской Федерации необходимо будет принять соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие порядок расчета налога с доходов физических лиц с учетом прогрессивной шкалы ставок данного налога.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.