Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об использовании альтернативных видов моторного топлива"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона подготовлен с учетом положений Модельного закона, принятого Межпарламентской Ассамблеей СНГ и направленного в парламенты стран Содружества для использования в национальном законодательстве (протокол МПА СНГ от 15.11.03 N22-10).
Законопроект корреспондируются с ратифицированным Федеральным Собранием Российской Федерацией Киотским протоколом и Рамочной конвенцией ООН об изменении климата, а также с итоговыми документами, принятыми на саммите "Большой восьмерки" в Санкт-Петербурге. В их числе план действий "Энергетическая безопасность", предусматривающий увеличение использования компримированного и сжиженного природного, сжиженного нефтяного газа и синтетических видов жидкого топлива на транспорте и продолжение работ по проекту "Голубой коридор" ЕЭК ООН (транспортные средства на природном газе);
Законопроект нацелен на решение двуединой задачи.
Использование альтернативных, экологически более чистых видов моторного топлива (компримированного и сжиженного природного газа - метана, сжиженного углеводородного газа - пропан-бутановые смеси) - это, прежде всего, сохранение здоровья граждан и окружающей среды России на основе повышения экологической безопасности транспортных и других средств, имеющих двигатели внутреннего сгорания.
В настоящее время в России основными альтернативными видами моторного топлива являются компримированный природный газ и пропан-бутан, которые используются в основном на автомобильном транспорте.
Отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания, использующих природный газ, по наиболее вредным компонентам в 1,5 - 5 раз менее опасны, чем выхлопы двигателей, работающих на традиционных моторных топливах. Его использование сокращает выбросы парниковых газов транспортными средствами более чем на 25 процентов.
Не менее важная цель законопроекта - это достижение долгосрочной обеспеченности Российской Федерации в невозобновляемых, ископаемых энергоносителях.
В Российской Федерации имеются достаточно благоприятные условия для газификации транспортных и других средств, прежде всего за счет использования природного газа. Его запасы составляют 32% от мировых и дают возможность рассматривать его как надежный энергоресурс. Единая система газоснабжения обеспечивает подачу природного газа более чем в 20 тыс. населенных пунктов России, в том числе в 700 городов, автотранспорт которых является потенциальным потребителем этого вида моторного топлива.
Однако использование альтернативных видов моторного топлива в России остается незначительным и эффект от их применения в масштабах государственной экономики малозаметен.
Одной из основных причин является отсутствие законодательной базы, регулирующей и стимулирующей использование альтернативных видов моторного топлива.
Действующее в настоящее время постановление Правительства Российской Федерации от 15.01.93 г. N31 "О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом" не достаточно эффективно влияет на развитие этого сегмента экономики России.
Как показывает мировая практика, практически всеми странами в период внедрения альтернативных видов моторного топлива приняты пакеты законодательных актов, стимулирующие и регулирующие их использование.
Представляемый законопроект нацелен на создание условий, позволяющих увеличивать парк автотранспортных и других средств, работающих на альтернативных видах моторного топлива, развивать сеть заправочных станций, сопутствующую инфраструктуру.
Масштабное использование природного газа в качестве моторного топлива позволит существенно уменьшить экологический ущерб.
Расчет, проведенный в соответствии с Методикой ФГУП "НАМИ" ("Сборник научных трудов НАМИ", "Экология двигателя и автомобиля" стр. 3-11, г. Москва, 1998 год), показывают, что предотвращенный экологический ущерб только от 100 тыс. единиц автомобилей, переведенных на использование в качестве моторного топлива природного газа, за шесть лет составит около 5 млрд. рублей.
В ряде субъектов Российской Федерации были приняты региональные законы об использовании альтернативных видов моторного топлива, а также региональные программы по расширению использования альтернативных видов моторного топлива. Однако дальнейшее развитие нормативной базу на региональном уровне сдерживается в связи отсутствием в действующем законодательстве полномочий у субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в этой области. Для реализации положений настоящего закона требуется внесение изменений в Федеральные законы N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Принятие настоящего закона будет способствовать принятию аналогичных законодательных актов в субъектах Российской Федерации.
Перечень
законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению и дополнению в связи с принятием Федерального закона "Об использовании альтернативных видов моторного топлива"
Принятие Федерального закона "Об использовании альтернативных видов моторного топлива" потребует внесения изменений и дополнений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Указанные изменения сформулированы во внесенном авторами проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об использовании альтернативных видов моторного топлива".
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "Об использовании альтернативных видов моторного топлива"
Принятие и реализация Федерального закона "Об использовании альтернативных видов моторного топлива" не потребует обязательных дополнительных затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.