Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 307090-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики о воздушном сообщении"
Досье на проект федерального закона
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики о воздушном сообщении, подписанное в Гонконге 22 января 1999 г. (далее - Соглашение), является основой для развития гражданской авиации обеих Договаривающихся Сторон и способствует укреплению сотрудничества в области воздушного транспорта.
Осуществление воздушного сообщения между Россией и Гонконгом (Китай) придает дополнительный импульс развитию экономических и политических связей.
Соглашение закрепляет порядок назначения и права авиапредприятий Договаривающихся Сторон, предусматривает решение технических и коммерческих вопросов, касающихся полетов воздушных судов и перевозок пассажиров, груза и почты на договорных линиях.
В Соглашении закреплены принципы эксплуатации договорных линий, учитывающие интересы назначенных авиапредприятий Договаривающихся Сторон.
В соответствии с положениями Соглашения назначенные авиапредприятия России имеют право эксплуатировать в обоих направлениях маршруты из пунктов Российской Федерации через промежуточные пункты в третьих странах в Специальный административный район Гонконг Китайской Народной Республики и далее в пункты в третьих странах.
Соглашение предусматривает избежание двойного налогообложения доходов, полученных авиапредприятиями Договаривающихся Сторон от эксплуатации и отчуждения воздушных судов, используемых в международных перевозках, а также капитала и имущества, принадлежащего таким авиапредприятиям (статья 12 Соглашения).
Для статьи 12 Соглашения предусмотрена специальная процедура вступления в силу и прекращения действия. В соответствии с ее пунктом 6 статья 12 вступает в силу с даты последнего письменного уведомления, подтверждающего, что Договаривающиеся Стороны выполнили все внутренние процедуры, необходимые для вступления в силу именно этой статьи. Исходим из того, что ратификация Российской Федерацией Соглашения означает согласие Российской Стороны и на обязательность статьи 12 Соглашения. В этой связи при направлении Гонконгской Стороне письменного уведомления о выполнении Российской Стороной внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Соглашения, в соответствии с его статьей 20, будет специально отмечено, что Российской Стороной выполнены внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в силу статьи 12.
Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные законом, в частности, в том, что касается вопросов избежания двойного налогообложения доходов авиапредприятий Договаривающихся Сторон. В этой связи Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации". В соответствии со статьей 2 указанного Закона международные договоры Российской Федерации заключаются не только с государствами или международными организациями, но и с иными образованиями, обладающими правом заключать международные договоры.
Особый правовой статус Гонконга в составе КНР позволяет с учетом упомянутых изменений, внесенных в Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации", включить данное образование в число партнеров Российской Федерации по международным договорам. Договорная правоспособность Гонконга закреплена в Основном законе о Специальном административном районе Гонконг Китайской Народной Республики от 4 апреля 1990 г., где предусмотрено, что Гонконг вправе "самостоятельно, используя наименование "Гонконг, Китай", поддерживать и развивать отношения, а также заключать и выполнять соглашения с иностранными государствами, регионами и соответствующими международными организациями в отдельных областях, включая экономическую, торговую, финансовую сферы, сферы перевозок, информационных связей, туристическую, культурную, спортивную". Специальный административный район Гонконг в соответствии со статьей 133 его Основного закона, действуя на основании специальных полномочий центрального правительства КНР, может заключать соглашения о воздушном сообщении с иностранными государствами.
Реализация Соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации.
При подготовке Соглашения учитывались рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО), законодательство России и Гонконга, а также практика заключения подобных соглашений.
Данное Соглашение заложит основу для установления и развития договорно-правовой базы в двусторонних отношениях и обеспечит условия для перспективного сотрудничества между Россией и Гонконгом.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики о воздушном сообщении"
Ратификация Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики о воздушном сообщении, подписанного в Гонконге 22 января 1999 г. не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих в связи с проектом федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики о воздушном сообщении" признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта
Принятие федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики о воздушном сообщении" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.