Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О ценовой политике на продовольственном рынке"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О ценовой политике на продовольственном рынке" разработан в соответствии с пунктом 2.4 Плана мероприятий и мониторинга правового пространства и правоприменительной практики, проводимых Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, на осеннюю сессию 2009 года, утвержденного постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 июня 2009 года N 229-СФ.
Необходимость и актуальность разработки данного законопроекта обусловлены тем, что отсутствие нормативно-правовой базы на основе специального федерального закона порождает неуверенность собственников, инвесторов, руководителей и менеджеров в расширении и совершенствовании аграрного бизнеса, а главное, создает непривлекательный образ жизни для населения.
Проект федерального закона "О ценовой политике на продовольственном рынке" направлен на регулирование отношений, возникающих между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами агропромышленного комплекса, а также отношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями, продавцами и потребителями сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по поводу ценообразования на эту продукцию в процессе ее производства, распределения и обмена.
Предмет регулирования данного законопроекта увязан с положениями части 7 статьи 8 проекта федерального закона N 231757-5 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", внесенного Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, согласно которому "если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен (тарифов, торговых надбавок) на отдельные виды товаров, цены на такие товары устанавливаются в соответствии с такими федеральными законами". В соответствии с частью 2 статьи 9 названного законопроекта, "цена договора поставки продовольственных товаров_ определяется исходя из цены продовольственных товаров, определяемой соглашением сторон с учетом требований, установленных частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона_".
Пункт 4 части 1 статьи 15 названного законопроекта запрещает хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров, "нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования".
Проектом федерального закона "О ценовой политике на продовольственном рынке" предусмотрен механизм государственного воздействия на продовольственный рынок в стране, направленный на стабилизацию цен на основные продукты питания. Этот механизм должен обеспечивать, с одной стороны, стабильные цены на важнейшие продукты питания для населения, и, с другой, одновременное развитие производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Первоочередными мерами по стабилизации продовольственного рынка является ограничение торговых наценок относительно первоначальной отпускной цены производителя продукции на социально значимые продукты питания. Цена должна сделать выгодным расширение производства и увеличение его темпов развития.
Другими мерами по стабилизации продовольственного рынка должны являться мониторинги сырьевых запасов, продуктов на предприятиях переработки и предприятиях торговли, в том числе мониторинг запасов зерна и интервенции на зерновом рынке, а также мониторинг цен на продовольственные товары. Уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти должны разработать согласованные предложения по номенклатуре сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, по которым целесообразно ввести защитные меры во внешней торговле, таможенно-тарифной политике для поддержки российских сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Принятие федерального закона о государственной ценовой политике на продовольственном рынке позволит усилить действие антимонопольного и налогового законодательства, решить вопросы, связанные с выравниванием ценовых отношений в различных отраслях экономики. Разработка экономически обоснованной ценовой политики в агропромышленном комплексе обеспечит эквивалентные отношения сельскохозяйственных товаропроизводителей со своими партнерами и справедливую долю сельского хозяйства в конечной цене продуктов питания.
Одна из острейших проблем современного АПК - отсутствие мер, способствующих оптимизации общих ценовых отношений в агропромышленном комплексе. Цены на продукцию промышленности, приобретаемую селом, растут в несколько раз быстрее, чем цены на сельскохозяйственную продукцию. Законопроект предусматривает меры по совершенствованию инфраструктуры продовольственного рынка с целью усиления защиты интересов производителей сельскохозяйственной продукции, по дальнейшему насыщению АПК техникой и технологическими линиями на основе лизинга, по разработке и внедрению необходимых механизмов, обеспечивающих формирование оптовых цен на продукцию, реализуемую по лизингу.
Одним из основных средств государственного регулирования продовольственного рынка является система регулирования ценообразования в агропромышленном комплексе, в том числе и посредством закупок производимой сельскохозяйственной продукции по обоснованной цене, путем проведения закупочных интервенций и товарных интервенций.
Государство, кроме воздействия на интересы товаропроизводителей посредством бюджетного финансирования, должно шире использовать государственный заказ и заказы для наполнения федерального и региональных продовольственных фондов в качестве метода партнерского взаимодействия государства с предприятиями и организациями АПК, выразившими намерение к долговременному сотрудничеству.
На правовое решение этих вопросов направлен предложенный проект федерального закона "О ценовой политике на продовольственном рынке".
Принятие государством комплексных экономических и организационных мер позволит не только защитить потребителя от постоянного роста цен на важнейшие продукты питания, но и позволит существенно увеличить доходы федерального бюджета за счет развития производства продовольственных товаров.
Предлагаемые данным законопроектом полномочия федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования цен на продовольственном рынке реализуются в пределах установленных Правительством Российской Федерации предельной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций. Финансирование федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен на продовольственном рынке осуществляется за счет средств, предусматриваемых на эти цели соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации.
В связи с этим принятие и реализация проекта федерального закона "О ценовой политике на продовольственном рынке" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ценовой политике на продовольственном рынке"
Принятие Федерального закона "О ценовой политике на продовольственном рынке" не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению или принятию, в связи с принятием Федерального закона "О ценовой политике на продовольственном рынке"
В связи с принятием Федерального закона "О ценовой политике на продовольственном рынке" потребуется внесение изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а именно:
1) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности за нарушение установленного порядка ценообразования и применения цен на продовольственном рынке);
2) Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен на продовольственном рынке и определения порядка финансирования указанных полномочий).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.