Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 308942-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации "
Досье на проект федерального закона
Представляемый проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 30 марта 2009 г. N ВП-П4-1725 в целях реализации решений оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 6 марта 2009 г.
Указанный законопроект направлен на совершенствование механизмов регулирования внешней трудовой миграции, защиту национального рынка труда от избыточного привлечения иностранной рабочей силы.
Законопроект предусматривает предоставления определенных преференций лицам, въезжающим из стран, с которыми Российская Федерация имеет безвизовый режим.
Разрешение на работу иностранным гражданам, являющимся квалифицированными специалистами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, включая научных сотрудников и преподавателей, выдается на срок действия трудового или гражданско-правового договора с пригласившими их работодателями. На территории Российской Федерации на основании данного разрешения на работу иностранным гражданам и членам их семей (супругу и детям) оформляется вид на жительство, также на срок действия соответствующих договоров.
Указанным иностранным гражданам, с даты начала работы в Российской Федерации по трудовому или гражданско-правовому договору, срок работы по которому составляет не менее 183 календарных дней, будет предоставлен налоговый режим резидента Российской Федерации в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (налогообложение полученных от осуществления трудовой деятельности доходов по ставке 13%).
Количество иностранных граждан, которые могут быть привлечены в рамках рассматриваемого механизма к трудовой деятельности на территории Российской Федерации, не ограничивается квотами, поскольку одним из обязательных условий их привлечения станет наличие заключения органа занятости субъекта Российской Федерации.
Другим обязательным условием для привлечения иностранных работников станет принятие на себя работодателями гарантий по их жилищному, медицинскому и социальному обеспечению.
Кроме того, законопроект предусматривает совершенствование механизма регулирования трудовой деятельности, осуществляемой лицами, законно въехавшими в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, вставшими на учет по месту пребывания и осуществляющими поиск работы на ее территории самостоятельно. Данный миграционный поток предлагается разделить посредством двух различных механизмов регулирования трудовой деятельности: у работодателей - хозяйствующих субъектов и у работодателей - физических лиц, не преследующих цели извлечения прибыли.
Для осуществления трудовой деятельности у работодателей - хозяйствующих субъектов иностранный гражданин получает в ФМС России разрешение на работу. Срок действия такого разрешения не будет превышать срока разрешенного временного пребывания (как правило, не более 90 суток со дня въезда).
Дальнейшее продление возможно на срок действия трудового договора при представлении в ФМС России письменного трудового или гражданско-правового договора, сведений об источниках и размере дохода, полученного за время осуществления трудовой деятельности по выданному ему разрешению на работу, документов о постановке на миграционный учет.
В случае расторжения трудового договора до истечения срока действия разрешения на работу иностранный гражданин в течение пятнадцати дней вправе заключить новый договор и обратиться в ФМС России за продлением срока действия разрешения на работу. В противном случае иностранный гражданин должен будет выехать из Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается, что для осуществления трудовой деятельности по найму у физических лиц иностранные граждане должны приобретать в территориальных органах ФМС России патент, стоимость которого составляет 1000 рублей в месяц.
Устанавливается, что срок действия патента продлевается без обращения в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции путем ежемесячного внесения иностранным гражданином платы в размере стоимости выданного ему патента. Оплата патента является авансовой формой уплаты иностранным гражданином налога на доходы физических лиц.
Для усиления контроля за осуществлением иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, предлагается возложить на работодателей обязанность уведомления не только о привлечении иностранного работника, но и о расторжении с ним трудовых или гражданско-правовых договоров, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Данное требование позволит получать информацию о фактическом высвобождении иностранных работников, без расторжения трудовых договоров.
Законопроектом закрепляются полномочия ФМС России по ведению информационных банков данных о разрешительных документах, выдаваемых иностранным гражданам в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Кроме того, в соответствии с законопроектом иностранные граждане, предполагающие осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации, подлежат фотографированию и дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, при выдаче им разрешений на работу.
В целях обеспечения соблюдения интересов работодателей всю информацию об аннулированных разрешениях на работу (патентах), а также о разрешениях на работу с истекшим сроком действия предлагается сделать общедоступной за счет размещения ее в информационных системах общего пользования.
Законопроектом предусматривается возложение на организации, занимающиеся трудоустройством иностранных граждан на территории Российской Федерации, обязанности в течение трех рабочих дней со дня трудоустройства иностранных граждан уведомлять об этом территориальный орган ФМС России.
Данные новации позволят оперативно выявлять лиц, незаконно находящихся в Российской Федерации, в том числе, в результате истечения срока действия выданных им разрешительных документов.
Описанные механизмы трудоустройства иностранных граждан не предусматривают освобождения работодателей от обязанностей по постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания в соответствии с Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Введение в действие положений законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Практическая реализация положений законопроекта позволит легализировать трудовую деятельность иностранных граждан, осуществляемую по найму у физических лиц.
Кроме того, обеспечит дополнительные поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации, которые в настоящее время не взимаются с указанных лиц.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Для введения новых положений вышеназванного законопроекта потребуется осуществление следующих мероприятий.
Выдача патентов иностранным гражданам для осуществления трудовой деятельности по найму у физических лиц предположительно, - 2 млн. человек.
На оказание данной услуги потребуется изготовление бланочной продукции:
бланки патентов - 2 млн. штук;
для компенсации брака в работе (3%) - 60 тыс. штук;
оформление бланка в случае утраты (7%) - 140 тыс. штук;
переходящий остаток на следующий год - 500 тыс. штук.
Итого необходимо изготовить 2,7 млн. штук бланков.
В 2010 году на оформление разрешений на работу иностранным гражданам потребуется 3,6 млн. штук бланков (3 млн. штук + брак 0,09 млн. штук + дубликаты 0,21 млн. штук + резерв 0,3 млн. штук). Необходимый объем бланочной продукции для выдачи патентов и разрешений на работу составит 6,3 млн. штук бланков.
В связи с воздействием мирового финансового кризиса на российский рынок труда и сокращением ранее запланированного количества привлекаемых иностранных работников возможен переходящий остаток бланочной продукции на 1 января 2010 г. в размере 4 млн. штук, который будет использован на оформление патентов и разрешений на работу.
Таким образом, дефицит бланков на 2010 год составит 2,3 млн. штук.
С учетом стоимости изготовления одного бланка патента 19 руб. (в ценах 2009 года) общая сумма для изготовления 2,3 млн. штук бланков составит 43,7 млн. рублей.
Для оформления 2,3 млн. штук патентов потребуется приобретение расходных материалов на сумму 21,4 млн. рублей, исходя из расчета стоимости расходных материалов на оформление одного бланка 9,28 рублей.
Кроме того, в рамках текущего финансирования будет решен вопрос по дооснащению необходимым оборудованием и материалами представительств ФМС России за рубежом для обеспечения процесса привлечения высококвалифицированных иностранных работников. Для обеспечения информационного обмена этого процесса будут применяться технические средства, используемые при реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, в Российскую Федерацию, проживающих за рубежом.
Таким образом, на реализацию положений законопроекта потребуется 65,1 млн. рублей, которые в 2010 году и последующие годы будут обеспечены за счет и в пределах средств, предусмотренных ФМС России с учетом оптимизации расходов в рамках параметров проекта Федерального бюджета, одобренного Бюджетной комиссией 25 июля 2009 г.
Введение в действие положений законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Исходя из того, что граждане, получившие патенты, будут работать полный год, предполагаемое максимальное поступление в доход бюджетов субъектов Российской Федерации в последующие годы может составить 24 млрд. рублей (1 тыс. рублей х 2 млн. человек х 12 месяцев).
Но, учитывая сезонность выполнения работ и неполную занятость в течение года иностранных работников, реализация норм законопроекта позволит обеспечить прогнозируемое поступление в доход бюджетов субъектов Российской Федерации в последующие годы в объеме - (2 млн. человек х 1 тыс. рублей х 6 месяцев) = 12 млрд. рублей.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации" потребует внести соответствующие изменения и принять следующие нормативные правовые акты:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 681 "О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации".
Необходимость подготовки вызвана потребностью изменения порядка выдачи разрешения на работу отдельным категориям иностранных граждан (высококвалифицированным специалистам). Срок подготовки - 6 месяцев с даты принятия федерального закона. Головное ведомство, ответственное за разработку - ФМС России. Соисполнители: Минздравсоцразвития России, Минрегион России, Минюст России.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 794 "Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство".
Необходимость подготовки вызвана устанавливаемыми законопроектом особенностями выдачи видов на жительство отдельным категориям иностранных граждан (высококвалифицированным специалистам). Срок подготовки - 6 месяцев с даты принятия федерального закона. Головное ведомство, ответственное за разработку - ФМС России. Соисполнители: МИД России, Минрегион России, Минюст России.
3. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о государственной информационной системе миграционного учета, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2007 г. N 94 "О государственной информационной системе миграционного учета".
Необходимость подготовки вызвана потребностью определения (изменения) порядка ведения справочного банка данных об иностранных гражданах, осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации, и выдаваемых им документах. Срок подготовки - 6 месяцев с даты принятия федерального закона. Головное ведомство, ответственное за разработку - ФМС России. Соисполнители: Минкомсвязь России, ФСБ России, Минздравсоцразвития России, Минюст России.
4. Постановление Правительства Российской Федерации "О предоставлении работодателем гарантий по обустройству привлекаемого иностранного гражданина на территории Российской Федерации и обеспечению его выезда из Российской Федерации по окончании трудовой деятельности".
Необходимость подготовки вызвана потребностью определения гарантий по обустройству отдельных категорий иностранных граждан (высококвалифицированных специалистов), приглашаемых для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, а также обеспечению их выезда по окончании трудовой деятельности. Срок подготовки - 6 месяцев с даты принятия федерального закона. Головное ведомство, ответственное за разработку - ФМС России. Соисполнители: Минздравсоцразвития России, Минрегион России, Минобрнауки России, Минюст России.
5. Приказ Федеральной миграционной службы, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству "О внесении изменений в приказ ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России и Росрыболовства то 11 января 2008 г. N 1/4/1/2 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства".
Необходимость подготовки нормативного правового акта вызвана потребностью изменения порядка выдачи разрешения на работу отдельным категориям иностранных граждан (высококвалифицированным специалистам) и установления формы заявления о продлении срока разрешения на работу. Срок подготовки - 5 месяцев с даты принятия федерального закона. Головное ведомство, ответственное за разработку - ФМС России. Соисполнители: Минздравсоцразвития России, Минтранс России, Росрыболовство, Минюст России.
6. Приказ Федеральной миграционной службы "О внесении изменений в приказ Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. N 41 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации".
Необходимость подготовки вызвана устанавливаемыми законопроектом особенностями выдачи видов на жительство отдельным категориям иностранных граждан (высококвалифицированным специалистам). Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия федерального закона. Головное ведомство, ответственное за разработку - ФМС России. Соисполнители: Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Минюст России.
7. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы "О внесении изменений в приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации N 338 и Федеральной миграционной службы N 97 от 30 апреля 2009 года "Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию".
Необходимость подготовки вызвана потребностью расширения, с учетом особенностей вводимых законопроектом, перечня лиц, в отношении которых подразделения системы ФМС России и органы внутренних дел Российской Федерации проводят мероприятия в соответствии с Административным регламентом. Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия федерального закона. Головное ведомство, ответственное за разработку - ФМС России. Соисполнители: МВД России, ФСБ России, Минздравсоцразвития России, Минюст России.
8. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации "О внесении изменений в приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации N 148, Министерства иностранных дел Российской Федерации N 2562, Федеральной службы безопасности Российской Федерации N 98, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 62, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации N 25 от 10 марта 2006 г. "О ведении и использовании центрального банка данный по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации".
Необходимость подготовки вызвана потребностью дополнения перечня поставляемой Федеральной миграционной службой информации сведениями о выданных патентах. Срок подготовки - 6 месяцев с даты принятия федерального закона. Головное ведомство, ответственное за разработку - МВД России. Соисполнители: МИД России, ФСБ России, Минэкономразвития России, Минкомсвязь России, ФМС России.
9. Приказ Федеральной миграционной службы "Об утверждении формы бланка, используемого для выдачи патента".
Необходимость подготовки вызвана потребностью установления формы бланка патента, вводимого законопроектом. Срок подготовки - 1 месяц с даты принятия федерального закона. Головное ведомство, ответственное за разработку - ФМС России. Соисполнители: Минфин России, Минюст России.
10. Приказ Федеральной миграционной службы "Об утверждении формы предоставления сведений о размере и источниках дохода, полученного иностранным гражданином от осуществления трудовой деятельности в соответствии с выданным ему патентом".
Необходимость подготовки вызвана потребностью подачи указанных сведений иностранными гражданами в территориальные органы ФМС России при продлении срока действия патента. Срок подготовки - 2 месяца с даты принятия федерального закона. Головное ведомство, ответственное за разработку - ФМС России. Соисполнители: Минздравсоцразвития России, Минрегион России, Минюст России.
11. Приказ Федеральной миграционной службы "Об утверждении формы и порядка уведомления организациями, оказывающими услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, территориальных органов ФМС России о трудоустройстве иностранных граждан".
Необходимость подготовки вызвана потребностью уведомления организациями, оказывающими услуги по трудоустройству иностранных граждан, территориальных органов ФМС России о трудоустройстве иностранных граждан. Срок подготовки - 2 месяца с даты принятия федерального закона. Головное ведомство, ответственное за разработку - ФМС России. Соисполнители: Минздравсоцразвития России, Минрегион России, Минюст России.
12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации "Об утверждении разрядов работ и квалификационных разрядов профессий рабочих, установленных Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, а также должностей служащих, предусмотренных Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих соответствующей квалификации (специальности), по которым могут быть приглашены иностранные граждане, въезжающие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, являющиеся высококвалифицированными специалистами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, включая научных сотрудников и преподавателей".
Необходимость подготовки вызвана потребностью установления разрядов работ, профессий рабочих и должностей служащих, научных сотрудников и преподавателей, по которым могут быть приглашены в Российскую Федерацию иностранные граждане, являющиеся высококвалифицированными специалистами. Срок подготовки - 1 месяц с даты принятия федерального закона. Головное ведомство, ответственное за разработку - Минздравсоцразвития России. Соисполнители: Минобрнауки России, ФМС России, Минюст России.
13. Приказ Федеральной миграционной службы "Об утверждении формы приглашений работодателями отдельных категорий иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности".
Необходимость подготовки вызвана потребностью установления формы приглашения работодателем иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами. Срок подготовки - 1 месяц с даты принятия федерального закона. Головное ведомство, ответственное за разработку - ФМС России. Соисполнители: Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Минюст России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.