Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по собственности от 6 марта 2008 г. N 3.9-4/2
на проект федерального закона N 445108-4 "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" (внесен депутатом Государственной Думы В.С. Плескачевским)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона N 445108-4 "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" и отмечает следующее.
Необходимость и актуальность разработки проекта федерального закона "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" обусловлены тем, что существующая законодательная база не обеспечивает эффективного регулирования актуарной деятельности в Российской Федерации.
В настоящее время отдельные нормы о регулировании деятельности актуария содержатся в законодательстве о страховой деятельности и деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Фактически отсутствует системное регулирование отрасли, нет точного описания субъекта актуарной деятельности и его квалифицирующих признаков, предмета и объектов актуарной оценки, требований к порядку осуществления актуарной деятельности и системе контроля за актуарной деятельностью.
Также существенной проблемой является отсутствие в законодательстве норм, предусматривающих ответственность актуария за результаты своей работы. При этом необходимо учитывать, что актуарная деятельность осуществляется в целях контроля платежеспособности организаций, осуществляющих общественно значимую деятельность (Пенсионный фонд Российской Федерации, негосударственные пенсионные фонды, страховые организации) и связанную с принятием рисков.
Принятие федерального закона "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" позволит исключить противоречия и дублирование в нормативном регулировании актуарной деятельности, создаст условия для эффективного регулирования и осуществления актуарной деятельности в Российской Федерации и существенно повысит прозрачность и эффективность таких важных сфер социальных и экономических институтов как страхование и пенсионное обеспечение.
Целью разработки указанного проекта федерального закона является установление эффективного нормативного регулирования актуарной деятельности, исключение дублирования и противоречий в нормативном регулировании деятельности актуария, введение института саморегулирования актуариев, как условия допуска к профессии и гармонизация нашего законодательства об актуарной деятельности с международным законодательством.
Проект закона направлен на регулирование отношений, связанных с получением статуса актуарием и саморегулируемой организацией актуариев, а также лишения такого статуса, разработкой стандартов и правил осуществления актуарной деятельности, осуществлением актуарной деятельности и контролем за ее осуществлением, страхованием профессиональной ответственности актуария и иными формами обеспечения его ответственности.
Одной из задач законопроекта является нормативное регулирование условий создания и получения статуса саморегулируемой организации актуариев. Закон будет содержать квалифицирующие признаки лица, имеющего право осуществлять актуарную деятельность на территории Российской Федерации, основными признаками такого лица является: членство в саморегулируемой организации актуариев и наличие договора страхования профессиональной ответственности актуария.
Вместе с тем Комитет по собственности хотел бы отметить следующее.
Согласно статье 2 законопроекта под актуарной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов актуарной деятельности, направленная на проведение актуарных расчетов в отношении объекта актуарной оценки. Указанные положения нуждаются в уточнении, так как неясно, что понимается под "деятельностью, направленной на проведение актуарных расчетов".
При рассмотрении пункта 2 статьи 2 законопроекта также представляется неясным, что понимается под "страховыми вероятностями наступления страховых рисков". Понятия "актуарные расчеты" также требует раскрытия.
Частью 2 статьи 2 законопроекта определены объекты актуарного оценивания, в том числе к таковым отнесены:
страховые резервы страховщика;
деятельность негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.
Вместе с тем, действующее законодательство Российской Федерации об организации страхового дела в качестве объектов, подлежащих актуарному оцениванию, определяет как принятые страховые обязательства (страховые резервы) страховых организаций (часть 2 статьи 8.1. Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации").
Статьей 21 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" определено, что деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию подлежит ежегодному актуарному оцениванию. По результатам такого оценивания актуарием подготавливается заключение, которое должно содержать результаты актуарного оценивания принятых негосударственным пенсионным фондом обязательств перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами, а также результаты оценивания актуарной стоимости средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений. Таким образом, под объектами актуарного оценивания деятельности негосударственных пенсионных фондов выделяются обязательства негосударственного пенсионного фонда и стоимость его активов.
Также проектом федерального закона "О порядке финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии и особенностях инвестирования пенсионных накоплений, формируемых в пользу граждан пенсионного возраста в Российской Федерации" предусмотрено обязательное актуарное оценивание обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации по выплатам накопительной части трудовой пенсии.
Установленное статьей 3 законопроекта понятие актуария не согласуется с определением страхового актуария по действующему законодательству об организации страхового дела (статья 8.1. Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации"). При этом законопроектом не предусматривается внесение соответствующих изменений в действующее законодательство, в части его приведения к единообразию в связи с принятием указанного законопроекта.
Кроме того, статья 3 законопроекта определяет актуария как физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации актуариев, застраховавшее свою ответственностью и уплатившее взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации актуариев. Кроме того, в ряде случаев, например при осуществлении актуарного оценивания обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществления актуарного оценивания индивидуальными актуариями не представляется обоснованным, в связи с чем целесообразно ввести в законопроект определение "актуарной организации" по аналогии с оценщиками.
Необходимо более четко в законопроекте разграничить понятия "актуарий" и "независимый актуарий", в частности в вопросах подготовки актуарного заключения и ответственности по результатам такого заключения.
Кроме того, необходимо отметить, что законопроектом предусмотрено, что актуарий может состоять в трудовых отношениях с организацией, которая заинтересована в получении услуг в сфере актуарной деятельности. С учетом положений трудового законодательства Российской Федерации обеспечить независимость актуарной деятельности в рамках трудовых отношений между юридическим лицом и актуарием представляется сложным, в связи с чем потребуется более глубокая проработка данного вопроса при доработке законопроекта. В этой связи необходимо дополнительно проработать вопросы единого статуса всех актуариев по законодательству Российской Федерации.
Следует уточнить требования к содержанию актуарного заключения, изложенные в статье 5 законопроекта, которые должны также раскрывать современное финансовое состояние страхового или пенсионного института, прогноз вновь возникающих рисков при введении новых и продолжении работы по старым страховым схемам, а также рекомендации по будущим ставкам взносов, возможным изменениям размера и вида пенсий, инвестиционной стратегии негосударственного пенсионного фонда и т.п.
В соответствии с положениями части 1 указанной статьи "Актуарное заключение - документ, содержащий результаты актуарных расчетов в отношении объекта актуарной оценки, проведенных независимым актуарием и предназначенный для использования заказчиком, а также иными заинтересованными лицами."
Часть 2 определяет содержание актуарного заключения, в том числе указывает, что оно должно содержать "результаты актуарных расчетов в отношении объекта (объектов) актуарной оценки".
В то же время, в соответствии с международной и российской практикой актуарное заключение является итоговым документом, составляемым по итогам актуарного оценивания, целью которого является определение возможности выполнения страховщиком либо негосударственным пенсионным фондом принятых на себя обязательств. При этом сами по себе результаты актуарных расчетов не являются достаточно информативными и не всегда позволяют однозначно определить сбалансированность обязательств и активов, особенно в рамках долгосрочного страхования.
В этой связи, по нашему мнению, актуарное заключение должно, в первую очередь, содержать выводы актуария о соответствии принятых потребителем актуарных услуг финансовых обязательств активам, сформированным для обеспечения исполнения указанных обязательств
Кроме того, в рамках обязательного актуарного оценивания, для целей эффективного осуществления контроля и надзора за деятельностью страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов также необходимо получение дополнительных сведений, таких, например, как перечень источников информации и документов, изученных и проанализированных в рамках проведения актуарного оценивания, сведения о правилах осуществления деятельности, в отношении которой осуществлялось актуарное оценивание, актуарные предположения, использованные при проведении актуарного оценивания; сведения о структуре обязательств потребителя услуг актуария, о составе и структуре активов, сформированных потребителем услуг актуария для обеспечения принятых обязательств, их балансовой и рыночной стоимости и др.
Указанная информация должна содержаться в отчете об актуарном оценивании, составляемом дополнительно к актуарному заключению в рамках обязательного актуарного оценивания.
Положения статьи 6 законопроекта необходимо также дополнить положениями о праве актуария отказаться от осуществления актуарного оценивания в следующих случаях:
в случае непредставления, либо неполного предоставления информации и (или) документов, а также разъяснений, необходимых для проведения оценивания;
в случае наличия неустранимых сомнений в достоверности информации и (или) документов, а также разъяснений, представленных потребителем услуг актуария;
в случае оказания давления со стороны потребителя услуг актуария с целью искажения результатов актуарной деятельности, осуществляемой актуарием.
В то же время часть 2 следует дополнить положениями, обязывающими актуария воздерживаться от проведения актуарного оценивания при наличии конфликта интересов и обязывающими актуария информировать саморегулируемую организацию либо уполномоченный федеральный орган о фактах умышленного давления со стороны заказчика актуарных расчетов с целью искажения результатов таких расчетов.
В связи с принятием 1 декабря 2007 года Федерального закона N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" предлагается доработать рассматриваемый законопроект в аспекте согласования норм, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций актуариев.
Также законопроект нуждается в технико-юридической правке.
С учетом вышеизложенного Комитет по собственности поддерживает концепцию проекта федерального закона N 445108-4 "Об актуарной деятельности" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом необходимости доработки законопроекта в процессе его подготовки ко второму чтению в аспекте замечаний и предложений, содержащихся в настоящем заключении.
Председатель |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.