Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 231782-5 "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"
Досье на проект федерального закона
Названный проект федерального закона разработан в целях устранения имеющихся в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (далее - УИК РФ) несоответствий с действующим законодательством Российской Федерации.
Так, согласно пункту "б" части третьей статьи 23 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 4.12.2007) "О воинской обязанности и военной службе" не подлежат призыву на военную службу граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления. Аналогичная норма имеется в части второй статьи 3 Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе". С учетом этого законопроектом предлагается признать утратившей силу часть пятую статьи 33 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, предусматривающую, что в случаях призыва или поступления осужденных на военную службу или их поступления на альтернативную гражданскую службу уголовно-исполнительные инспекции направляют в военный комиссариат или по месту службы осужденных копию приговора суда для исполнения данного наказания при прохождении службы. По этим же основаниям предлагается часть третью статьи 188 УИК РФ признать утратившей силу.
Как следует из положений части третьей статьи 77.1 УИК, осужденные, оставленные в следственном изоляторе или переведенные в него из тюрьмы, исправительной либо воспитательной колонии на основании положений частей первой и второй названной статьи, не лишены права на краткосрочные свидания в зависимости от условий отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Между тем предоставление права на такие свидания осужденным, участвующим в следственных действиях по другому уголовному делу в качестве подозреваемого (обвиняемого), не согласуется с положениями части третьей статьи 18 Федерального закона от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", согласно которой свидания подозреваемым и обвиняемым предоставляются на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело. В связи с этим законопроект приводит положения части третьей статьи 77.1 УИК РФ в соответствие с Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ.
В то же время осужденным, участвующим в следственных действиях по другому уголовному делу в качестве свидетеля либо потерпевшего, осуществление права на длительные свидания на территориях исправительного и воспитательного учреждений или за их пределами, а также права несовершеннолетнего на краткосрочные свидания с выходом за пределы воспитательного учреждения предлагается заменить правом на краткосрочное свидание либо телефонный разговор в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 89 УИК РФ. В связи с чем данная поправка также вносится в часть третью статьи 77.1 УИК РФ.
В части первой статьи 93 УИК РФ, где дается перечень статей Кодекса, в которых устанавливается продолжительность прогулки осужденных, пропущена статья 137. В ней устанавливается продолжительность прогулки для осужденных, содержащихся в дисциплинарных изоляторах. В связи с этим предлагается внести соответствующие изменения в рассматриваемую статью.
Часть третья статьи 113 УИК РФ является излишней, поскольку отсылает к части второй статьи 78 и статье 87 УИК РФ и не несет практической нагрузки. Кроме того, меры, указанные в статье 78 и 87 УИК РФ, относятся к институту изменения условий содержания, а не к институту мер поощрения, и предусматривают виды изменения этих условий как в лучшую, так и в худшую сторону для осужденного. Поэтому часть третью статьи 113 УИК РФ законопроект предлагает признать утратившей силу.
Часть пятая статьи 113 УИК РФ гласит, что в отношении положительно характеризующихся осужденных может быть возбуждено ходатайство о помиловании. Эта норма противоречит части 3 статьи 50 Конституции РФ, согласно которой каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания. Кроме того, она не согласуется со статьей 176 УИК РФ, которая предоставляет осужденному право обращаться с ходатайством о помиловании к Президенту РФ. Ходатайство он подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. В связи с изложенным, законопроект предлагает часть пятую статьи 113 УИК РФ признать утратившей силу.
Кроме того, в части третьей статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусматривается, что в предназначенных для содержания несовершеннолетних осужденных учреждениях, исполняющих наказания, на выполнение работ по хозяйственному обслуживанию могут привлекаться только лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста. Данная норма не согласуется с УИК РФ, в котором подобные положения отсутствуют. Кроме того, в Трудовом кодексе РФ имеется немало норм, регулирующих труд работников до 18 лет (ст. 92 - о продолжительности рабочего времени, ст. 123 - об отпусках и др.). Как показывает практика, эта категория осужденных успешно справляется с такими обязанностями как уборка жилых помещений, столовой, школы, клуба, а также прилегающих к ним территорий. По этим причинам предлагается часть третью статьи 22 вышеназванного закона признать утратившей силу.
Принятие проекта федерального закона не влечет за собой внесения изменения, дополнения других действующих нормативных правовых актов, а также не потребует дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"
Реализация проекта данного федерального закона не потребует дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или отмене в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"
Принятие указанного федерального закона не требует отмены, изменения, дополнения других действующих нормативных правовых актов или принятия новых нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.