Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 205850-5 "О внесении изменений в статью 346.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об уточнении порядка уплаты пеней и штрафов в случае утраты налогоплательщиком права применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей), внесенному членами Совета Федерации Е.В. Бушминым, Г.А. Горбуновым, В.А. Новиковым, В.А. Поповым, депутатом Государственной Думы А.Н. Хайруллиным
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 205850-5 "О внесении изменений в статью 346.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Рассматриваемым законопроектом предлагается внести изменения в пункт 4 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), определив порядок уплаты пеней налогоплательщиками в зависимости от оснований утраты ими права применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В настоящее время налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 Кодекса, должен за весь налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанный налогоплательщик уплачивает пени за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним.
Инициаторами законопроекта в целях определения порядка начисления пеней в случае утраты налогоплательщиком права на применение единого сельскохозяйственного налога предлагается разграничить случаи утраты такого права при нарушении по итогам налогового периода требований пунктов 2 и 2.1 статьи 346.2 Кодекса (в том числе и по независящим от него причинам ввиду специфики его деятельности) и при нарушении требований пунктов 5 и 6 статьи 346.2 Кодекса, позволивших необоснованно применять вышеуказанный специальный налоговый режим.
Так, в первом случае начисление пеней предлагается осуществлять со дня, следующего за днем окончания срока перерасчета подлежащих уплате сумм налогов, от уплаты которых он был освобожден в связи с применением системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (один месяц после истечения налогового периода по единому сельскохозяйственному налогу).
Во втором случае авторы законопроекта предлагают осуществлять начисление пеней начиная со дня, следующего за установленным законодательством о налогах и сборах днем уплаты соответствующего налога (авансовых платежей по налогу), который должен был уплачиваться в соответствии с общим режимом налогообложения в налоговом периоде, в котором необоснованно применялся единый сельскохозяйственный налог. Кроме того, в данном случае налогоплательщик должен уплатить предусмотренные Кодексом штрафы за непредставление в установленные законодательством о налогах и сборах сроки налоговых деклараций по налогам, за нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, а также за неуплату или неполную уплату сумм налогов, которые он должен был уплачивать в соответствии с общим режимом налогообложения.
По мнению Комитета, предлагаемые авторами законопроекта изменения направлены на улучшение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей и позволяют защитить права добросовестных налогоплательщиков, которые по объективным причинам (например, фактор сезонности, стихийные бедствия) утратили право на применение единого сельскохозяйственного налога. В то же время, указанные законодательные меры направлены и на пресечение необоснованного применения указанного специального налогового режима.
Вместе с тем, учитывая, что при нарушении требований пунктов 5 и 6 статьи 346.2 Кодекса законопроектом предусматривается обязанность налогоплательщиков по уплате штрафов за некоторые виды налоговых правонарушений, Комитет считает необходимым согласовать положения статьи 2 законопроекта в части придания его нормам обратной силы с положениями пункта 2 статьи 5 Кодекса, согласно которым акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие, в том числе, новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Исходя из вышеизложенного, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 205850-5 "О внесении изменений в статью 346.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" при условии его доработки ко второму чтению с учетом изложенных замечаний.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.