Работаю в бюджетном учреждении в должности заместителя директора и по внутреннему совместительству в должности преподавателя. С июля 2014 г. учредителем нашего учреждения, во исполнение указа Президента РФ от 07.05.2012 г. N 597, выделяются средства для доведения заработной платы сотрудников учреждения до уровня средней по региону. Средства при этом выплачиваются двумя способами: преподавателям - в виде ежемесячной надбавки за интенсивность (где критерием интенсивности является нагрузка по тарификации), техническому персоналу - в виде материальной помощи. При этом никаких изменений действующая система оплаты труда не претерпела, никаких дополнительных соглашений, соответственно, с работниками не подписано (в рамках системы оплаты труда преподавателей нет гарантированной ежемесячной надбавки за интенсивность). Я принята на должность преподавателя по договору на тех же условиях оплаты труда, что и остальные преподаватели нашей школы. Однако те средства, которые ежемесячно получают остальные преподаватели, я не получаю. Мотивируется такой отказ тем, что я и так получаю достаточно высокую заработную плату, как заместитель директора. Мне кажется такая ситуация не справедливой, так как я, наряду с другими коллегами, выполняю полный объём своих обязанностей (кроме того, я имею высшую квалификационную категорию и высокие результаты педагогической деятельности). В тарификации по должности "преподаватель" я указана в числе основных преподавателей, однако по факту мой труд преподавателя оплачивается ниже, чем остальным коллегам только лишь потому, что я - совместитель (кстати, такая же обидная участь и у преподавателей, являющихся внешними совместителями - оплата за их абсолютно аналогичный с основными работниками труд не подпадает под так называемое "доведение"). Правомерны ли такие действия со стороны администрации? Если нет, то как правильнее поступить, чтобы отрегулировать эту ситуацию?
К сожалению, для ответа на Ваш вопрос требуется ознакомление с локальным нормативным актом работодателя о выплате денежных средств в целях доведения заработной платы до средней заработной платы по региону.
Если работодателем в целях исполнения Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 не были внесены изменения в систему оплаты труда, то работодателем не были приняты надлежащие меры по исполнению упоминаемого выше Указа.
В любом случае работодатель не вправе устанавливать различия в оплате труда работникам за труд равной ценности.
За защитой прав Вы можете обратиться в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), а также в суд.
Правовое обоснование:
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" предусмотрено доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе.
В соответствии с ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Работодатель обязан:
- соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
- обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (абз. 2 и абз. 6 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных (ч. 1 ст. 132 ТК РФ).
Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (ч. 2 ст. 132 ТК РФ).
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам вышеуказанных сроков, они могут быть восстановлены судом (ст. 392 ТК РФ).
Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя (ст. 28 ГПК РФ).
Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства (ч. 2 ст. 29 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.