Готовимся отчитаться по транспортному налогу
М.В. Подкопаев,
редактор журнала "Бухгалтер Крыма"
Журнал "Бухгалтер Крыма", N 12, декабрь 2015 г., с. 25-35.
Подходит к концу 2015 год, а это значит, что крымским и севастопольским организациям впервые придется отчитаться по транспортному налогу. Согласно п. 3 ст. 363.1 НК РФ сделать это надо не позднее 1 февраля (именно названный день является крайним сроком для сдачи декларации).
Сказанное не касается индивидуальных предпринимателей, которые начиная с 2015 года не сдают декларацию по данному налогу. Более того, они и не уплачивают транспортный налог самостоятельно, а должны будут это сделать на основании уведомления, которое получат от налоговиков в течение 2015 года. Срок уплаты по такому уведомлению - 1 октября 2016 года (абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ).
Мы уже знакомили читателей нашего журнала с основами исчисления и уплаты транспортного налога*(1), а теперь, когда налоговый период заканчивается, расскажем, как заполнить декларацию по данному налогу.
Об особенностях уплаты налога в Крыму и Севастополе
В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов РФ. Причем срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ, то есть 1 февраля.
В силу п. 2 ст. 4 Закона Республики Крым от 19.11.2014 N 8-ЗРК/2014 "О транспортном налоге" именно названный день установлен как крайний для уплаты транспортного налога организациями Республики Крым. А вот законодатели Севастополя предоставили налогоплательщикам данного региона еще несколько дней для уплаты транспортного налога. Они установили для этого другой крайний срок - 10 февраля (п. 2 ст. 4 Закона города Севастополя от 14.11.2014 N 75-ЗС "О транспортном налоге").
Речь идет об уплате окончательной суммы налога за год. Определяется сумма налога в расчете на год и из нее вычитаются авансовые платежи, которые налогоплательщик уплатил по итогам отчетных периодов (I, II и III кварталов).
Согласно п. 2 ст. 4 Закона Республики Крым N 8-ЗРК/2014 налогоплательщики региона должны были уплатить авансовые платежи по налогу соответственно отчетным периодам в следующие сроки: 30 апреля, 30 июля и 30 октября. В Севастополе сроки для уплаты авансовых платежей установлены несколько иные - не позднее последнего банковского дня месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. То есть по кварталам это 30 апреля, 31 июля и 30 октября.
Нужно учитывать, что в силу ст. 357 НК РФ обязанность уплачивать транспортный налог возникает строго по факту регистрации транспортного средства в государственных органах. Известная особенность транспортных средств крымских и севастопольских предприятий заключается в том, что большинство из них изначально имеет регистрацию в украинских органах, а в Налоговом кодексе РФ идет речь о регистрации по российскому законодательству.
С одной стороны, после 18 марта 2014 года собственники транспортных средств в Крыму и Севастополе должны были позаботиться о том, чтобы оперативно перерегистрировать их по российскому законодательству. Так, согласно п. 4 Приказа МВД России от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных знаков.
С другой стороны, крымчане и севастопольцы по разным причинам не поспешили менять номера с украинских на российские*(2). Прежде всего - те, кому в интересах бизнеса необходимо часто посещать территорию Украины*(3).
В течение 2014 года действовало Постановление Правительства РФ от 05.09.2014 N 897 "Об особенностях регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и выдачи водительских удостоверений на территориях Республики Крым и г. Севастополя". Оно предусматривало упрощенный порядок регистрации транспортных средств в Крыму и Севастополе. Поскольку названный документ прекратил свое действие с 1 января 2015 года, формально начиная с обозначенной даты дальнейшая перерегистрация транспорта и замена водительских удостоверений должны были осуществляться после таможенного оформления транспортных средств и сдачи экзаменов на право управления ими. Во избежание этого был принят новый документ - Постановление Правительства РФ от 27.04.2015 N 399 "О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и г. Севастополя". Согласно ему упрощенная перерегистрация транспортных средств в поименованных регионах будет происходить до 1 января 2018 года.
В Письме ФНС России от 03.04.2015 N БС-4-11/5478@ подчеркивается, что налогоплательщик может исполнить обязанность по регистрации транспортного средства в любой момент данного периода. В связи с этим налоговики сообщили, что указанные транспортные средства подлежат налогообложению с момента государственной регистрации в органах, осуществляющих регистрацию транспортных средств.
Однако в том же письме налоговики предупредили, что уклонение юридического лица от совершения действий по государственной регистрации транспортных средств не освобождает его от представления декларации по транспортному налогу и уплаты транспортного налога (авансовых платежей).
По нашему мнению, налогоплательщикам не стоит затягивать с подачей документов на перерегистрацию транспортного средства. Налоговики могут признать недобросовестность с их стороны, если те имели возможность произвести перерегистрацию, но не сделали этого. В результате транспортный налог все равно будет доначислен, а вместе с ним - штрафы и пени. По крайней мере, необходимы документальные свидетельства, что организация все-таки приступила к перерегистрации своих транспортных средств. Налоговиков при этом, скорее всего, поддержат и арбитражные суды.
Обратите внимание! Когда статья была подготовлена к печати, стало известно о подписании Постановления Правительства РФ от 31.10.2015 N 1171. Согласно ему Постановление Правительства РФ N 399 оказалось дополнено следующим положением: собственники транспортных средств из числа граждан, проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя, приобретших гражданство РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ, и граждан РФ, которые на день вступления в силу указанного федерального конституционного закона проживали на этих территориях, а также юридических лиц, зарегистрированных там же в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 года, обязаны до 1 апреля 2016 года заменить в установленном порядке регистрационные документы и государственные регистрационные знаки, выданные на транспортные средства до 18 марта 2014 года в соответствии с законодательством Украины.
То есть те, кто не перерегистрирует свои транспортные средства до 1 апреля 2016 года, начиная с этой даты, безусловно, станут, в частности, объектами штрафов, предусмотренных ст. 12.1 КоАП РФ. Согласно данной статье за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (то есть согласно российскому законодательству), налагается штраф в размере от 500 до 800 руб., а за совершенное повторно - в размере 5 000 руб. или виновный лишается права управления транспортным средством на срок от одного до трех месяцев.
Понятно, что юридическое лицо, которое поспешит перерегистрировать свои транспортные средства уже в 2015 году, хоть и в относительно небольшой сумме, но должно будет заплатить за этот год транспортный налог. Даже если это произойдет в декабре (придется заплатить 1/12 годовой суммы) (п. 3 ст. 362 НК РФ).
В то же время необходимо, очевидно, учитывать, что если перерегистрироваться в январе - марте 2016 года, то можно столкнуться с серьезным ажиотажем со стороны иных налогоплательщиков. Впрочем, возможно, государственные органы что-то предпримут, чтобы избежать очередей.
Отметим также, что установление окончания срока перерегистрации транспортных средств не отменяет прежней установки, согласно которой данная перерегистрация должна происходить все-таки в упрощенном порядке.
Как и куда подать декларацию?
Итак, согласно п. 1 ст. 363.1 НК РФ организация представляет декларацию по транспортному налогу по месту нахождения транспортного средства.
К сведению. Согласно п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения транспортного средства признаются:
- для водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) - место государственной регистрации транспортного средства;
- для воздушных транспортных средств - место нахождения организации;
- для иных транспортных средств - место нахождения организации (ее обособленного подразделения).
Иначе говоря, в отношении транспортных средств, кроме водных, декларацию надо представлять не там, где зарегистрировано транспортное средство, а там, где зарегистрирована сама организация.
Форма данной декларации и Порядок ее заполнения (далее - Порядок заполнения) утверждены Приказом ФНС России от 20.02.2012 N ММВ-7-11/99@. Перед ее заполнением рекомендуется ознакомиться и с Письмом ФНС России от 07.04.2015 N БС-4-11/5693@ "О направлении контрольных соотношений показателей формы налоговой декларации по транспортному налогу".
Согласно п. 4.1 Порядка заполнения порядок представления декларации таков.
У организации есть транспортные средства в головном и обособленных подразделениях |
/------------------------------\ /-----------------------------------\
|Все подразделения находятся на| | Некоторые обособленные |
| территории нескольких | | подразделения находятся на |
| муниципальных образований, | | территории муниципальных |
| отнесенных к ведению одного | |образований, отнесенных к ведению |
| налогового органа | | другого налогового органа |
\------------------------------/ \-----------------------------------/
/------------------------------\ /-----------------------------------\
|Представляется одна декларация| | Представляются дополнительно |
| | |декларации по месту нахождения этих|
| | | обособленных подразделений |
\------------------------------/ \-----------------------------------/
Причем если обособленное подразделение находится в другом регионе, то уплата налога и представление отчетности в отношении транспортных средств, которые зарегистрированы по месту нахождения данного обособленного подразделения, производятся в соответствии с законом, принятым законодательным органом этого региона.
Но из п. 5.1 Порядка заполнения следует, что можно сдавать одну декларацию по всем транспортным средствам налогоплательщика, находящимся в любом муниципальном образовании субъекта РФ, даже относящихся к разным налоговым органам, при условии, что законодательством такого субъекта установлено: транспортный налог зачисляется в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований. Именно этот порядок зачисления транспортного налога (без распределения) предусмотрен приложением 2 к Закону Республики Крым от 29.12.2014 N 53-3PK/2014 "О бюджете Республики Крым на 2015 год" и ст. 4 Закона города Севастополя от 19.12.2014 N 92-ЗС "О бюджете города Севастополя на 2015 год".
Но в п. 5.1 Порядка заполнения уточняется, что в такой ситуации одну декларацию можно представлять, предварительно согласовав это с налоговым органом по соответствующему субъекту РФ (иначе говоря, получив от него на то разрешение). Сказанное надо иметь в виду.
В состав декларации, помимо титульного листа, входят разд. 1 "Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет" и 2 "Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству". Что касается разд. 2, его листы заполняются отдельно на каждое транспортное средство, принадлежащее организации, поэтому сколько у нее транспортных средств, являющихся объектом обложения транспортным налогом, столько же экземпляров разд. 2 она заполняет.
При заполнении титульного листа в общем случае в поле "Налоговый период" указывается код 34 (календарный год). Только если организация представляет декларацию в связи с реорганизацией или ликвидацией, она проставляет код 50 (в зависимости от формы реорганизации используются коды из приложения 2 к Порядку заполнения).
В поле "По месту нахождения (учета)" крымская или севастопольская организация пропишет код 260 (исключения предусмотрены для крупнейших организаций или их правопреемников).
Рассчитываем налог
Общие требования к заполнению этой декларации не отличаются от тех, которые установлены для деклараций по другим налогам.
Сначала надо заполнить разд. 2 в необходимом количестве экземпляров. По каждому транспортному средству указываются его индивидуальные данные. Код вида транспортного средства (строка 030) берется из приложения 5 к Порядку заполнения. А согласно документу о его регистрации проставляются идентификационный номер, марка и регистрационный знак (номер) транспортного средства (строки 040-060 соответственно).
Данные для указания налоговой базы (строка 070) берутся из паспорта транспортного средства, а сама она устанавливается в соответствии с п. 1 ст. 359 НК РФ. При этом по некоторым видам транспортных средств она определяется как единица транспортного средства (в названной строке проставляется "1").
В пункте 23 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации*(4) приводятся примеры таких единиц: плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения. Но если технической документацией на данные водные транспортные средства определена их валовая вместимость, то именно она должна применяться в качестве налоговой базы (см. п. 21 указанных рекомендаций и постановления ФАС СЗО от 21.05.2007 по делу N А56-29356/2006 *(5), ФАС ВСО от 28.10.2013 по делу N А33-3505/2013 *(6), Письмо ФНС России от 30.09.2013 N БС-4-11/17552).
Из документации на транспортное средство берутся и сведения о его экологическом классе (строка 090). Хотя, возможно, эти сведения там отсутствуют - тогда в данной строке ставится прочерк.
Коды единиц измерения (строка 080) заполняются в соответствии с приложением 6 к Порядку заполнения.
Строку 100, в которой указывается срок использования транспортного средства, заполняют только налогоплательщики Республики Крым, а севастопольские налогоплательщики не заполняют. Дело в том, что согласно п. 5.10 Порядка заполнения в ней отражается количество календарных лет от года выпуска транспортного средства и только в случаях установления дифференцированных налоговых ставок с учетом срока полезного использования транспортных средств.
В соответствии со ст. 3 Закона Республики Крым N 8-ЗРК/2014 установленные налоговые ставки уменьшаются в зависимости от количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, в таких размерах: свыше 10 лет - на 20%, свыше 15 лет - на 30%, свыше 20 лет - на 50%. В Законе города Севастополя N 75-ЗС подобного положения нет.
Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах начиная с года, следующего за годом выпуска транспортного средства, и заканчивая отчетным годом (2015 годом для отчета за 2015 год).
Зато и для крымских, и для севастопольских налогоплательщиков важной строкой при заполнении декларации за 2015 год является строка 110. Ведь в соответствии с изложенным в начале статьи значительную часть своих транспортных средств они зарегистрировали после начала 2015 года.
В связи с этим они должны учитывать положение п. 3 ст. 362 НК РФ, согласно которому в случае регистрации транспортного средства в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Пример
Транспортное средство зарегистрировано 3 апреля 2015 года.
В строке 110 будет указано количество полных месяцев владения транспортным средством в 2015 году, равное 8 (с мая по декабрь).
В соответствии с этим значением в строке 130 прописывается коэффициент Кв, равный отношению числа полных месяцев владения к числу календарных месяцев в налоговом периоде, то есть к 12, если транспортное средство не было снято с учета до конца года (8/12, если обратиться к примеру).
Строка 120 учитывает нечасто встречающуюся ситуацию, когда налогоплательщик не является единственным собственником транспортного средства. Его доля указывается в виде правильной простой дроби. В общем случае (полного владения) в этой строке проставляется "1-/1-".
По коду строки 140 отражается налоговая ставка транспортного налога (берется из ст. 3 Закона Республики Крым N 8-ЗРК/2014 и ст. 3 Закона города Севастополя N 75-ЗС).
По коду строки 150 указывается повышающий коэффициент (Кп), имеющий диапазон от 1,1 до 3, установленный п. 2 ст. 362 НК РФ. Речь идет об особо дорогих автомобилях. Их перечень размещен на сайте Минпромторга (www.minpromtorg.gov.ru) (см. Письмо Минфина России от 01.06.2015 N 03-05-04-04/31532).
Далее в строке 160 прописывается сумма налога, которая рассчитывается путем умножения налоговой базы (строка 070) на налоговую ставку (строка 140), долю в праве на транспортное средство (строка 120), коэффициенты Кв и Кп (строки 130 и 150).
Учтем и льготу
По строкам 170-240 рассчитываются налоговые льготы. Правда, законодатели Крыма и Севастополя установили льготы (полное освобождение от налога) только для следующих организаций:
- некоммерческие общественные организации инвалидов;
- организации, предприятия, единственными учредителями которых являются общественные организации инвалидов или уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.
Здесь отметим, что данные предприятия проставляют код налоговой льготы 20210 (приложение 7 к Порядку заполнения). То есть НКО инвалидов укажут в строке 190 "20210/000500010004" (крымчане), "20210/000500010006" (севастопольцы). Остальные организации эту строку заполнят так: "20210/000500010005" (крымчане), "20210/000500010007" (севастопольцы).
Для того чтобы подтвердить право на льготу, НКО инвалидов одновременно с декларацией представляют в налоговый орган копии учредительных документов, заверенные подписью и печатью руководителя организации, а другие организации-льготники - также копии документов, подтверждающих факт установления инвалидности работников данных организаций, общий фонд оплаты труда и фонд оплаты труда работников названных организаций, являющихся инвалидами, а также документов, подтверждающих среднесписочную численность инвалидов среди работников этих организаций, заверенные подписью и печатью руководителя организации (пп. 4 и 5 п. 7 ст. 5 Закона Республики Крым N 8-ЗРК/2014, пп. 6 и 7 п. 7 ст. 5 Закона города Севастополя N 75-ЗС).
В результате в строке 250 льготники указывают окончательную сумму налога к уплате в бюджет, равную 0, а для всех других организаций значение этой строки будет равным значению в строке 160.
И вот - итог
Именно сумма всех значений строк 160 всех экземпляров разд. 2 переносится в строку 021 разд. 1, после чего учитываются суммы авансовых платежей, начисленных за I, II и III кварталы*(7). Они отражаются в строках 023, 025 и 027, а их общий итог вычитается из значения строки 021, и результат заносится в строку 030. Это и будет сумма транспортного налога к уплате за 2015 год.
Впрочем, если сумма строк 023, 025 и 027 превысит значение строки 021, то строка 030 не заполняется, а сумма превышения заносится в строку 040. Это сумма транспортного налога к уменьшению за налоговый период.
В заключение напомним, что КБК по транспортному налогу (строка 010) такой - 18210604011021000110.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. статью М.В. Подкопаева "Начинаем уплачивать транспортный налог", N 4, 2015, стр. 67.
*(2) Как следует из Распоряжения Совета министров Республики Крым от 15.09.2015 N 846-р "Об основных направлениях налоговой политики Республики Крым на 2016 год", на начало осени 2015 года оказалась зарегистрирована (перерегистрирована) только треть транспортных средств, находящихся в Республике Крым.
*(3) Если организация-собственник транспортного средства все-таки намерена получить российское свидетельство на транспортное средство, но собирается и далее совершать на нем перевозки по территории Украины, то рекомендуется предварительно снять его с учета в органах украинской ГАИ или написать заявление, что транспорт перешел под попечительство другого государства.
*(4) Утверждены Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177.
*(5) Определением ВАС РФ от 09.11.2007 N 10912/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
*(6) Определением ВАС РФ от 02.04.2014 N ВАС-18641/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
*(7) О расчете авансовых платежей см. статью "Начинаем уплачивать транспортный налог".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"