Разъясните, как отражаются в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений, занимающих помещения в многоквартирных домах, закрепленных за ними на праве оперативного управления, расчеты за капитальный ремонт в соответствии с ЖК РФ?
С.С. Бычков,
государственный советник РФ 3-го класса
Журнал "Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 6, ноябрь-декабрь 2015 г., с. 24-29.
Статьей 169 ЖК РФ установлено, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт в порядке, установленном ЖК РФ.
Фонд капитального ремонта образуют (п. 1 ст. 170 ЖК РФ):
взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме;
пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт;
проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ в региональной программе, утвержденной субъектом РФ, должен быть указан плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в этих домах.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе такого права к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт (ст. 158 ЖК РФ).
Примечание. В соответствии со ст. 171 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта РФ.
В Письме Минфина РФ от 10.08.2015 N 02-07-07/46003 указывается, что начисление расходов на уплату собственником помещений в многоквартирном доме взносов в фонд капитального ремонта, формируемый в соответствии с положениями ст. 170 ЖК РФ, исходя из их экономической сущности являющихся расходами на неравномерно производимый ремонт основных средств, отражается в корреспонденции со счетом 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов".
Начисление расходов на уплату собственником помещений в многоквартирном доме взносов в фонд капитального ремонта, являющихся расходами на неравномерно производимый ремонт основных средств, отражается как операция с расходами будущих периодов в корреспонденции со счетом 0 401 50 225.
В соответствии с п. 302 Инструкции N 157н*(1) для учета сумм расходов, начисленных в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, например, связанных с неравномерно производимым ремонтом основных средств, предназначен счет 401 50 "Расходы будущих периодов".
В рамках формирования учетной политики учреждение вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету расходов будущих периодов, в том числе с учетом отраслевых особенностей деятельности учреждения, а также требований налогового законодательства РФ о раздельном учете расходов (выплат) учреждения.
Кроме того, Минфин рекомендует в целях ведения учета по объектам (расходам, возвратам ранее произведенных отчислений в фонд капитального ремонта, а также результатам списания расходов будущих периодов в случае выбытия объектов (квартир в многоквартирных домах), в том числе в связи со сменой собственников (приватизацией), субъекту учета организовать аналитический (управленческий) учет на забалансовых счетах по каждому объекту (помещению в многоквартирном доме или многоквартирному дому).
Примечание. Учет расходов будущих периодов осуществляется в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения, по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), соглашениям.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ*(2) расходы по перечислению взносов на капитальный ремонт следует отражать по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ в увязке с кодом вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".
Расходы государственного (муниципального) учреждения по соответствующим операциям и объектам учета отражаются в разрезе следующих операций (п. 124 Инструкции N 162н*(3), п. 160 Инструкции N 174н*(4), п. 188 Инструкции N 183н*(5)):
- расходы, произведенные в текущем финансовом году, но относимые к очередным финансовым периодам, отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете на основании первичных (сводных) учетных документов, на финансовый результат будущих периодов:
Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 50 200 "Расходы будущих периодов"
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам"
- расходы, произведенные ранее и учитываемые в составе расходов будущих периодов, относятся на финансовый результат текущего финансового года и отражаются на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833):
Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 20 200 "Расходы хозяйствующего субъекта"
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 50 200 "Расходы будущих периодов"
При выбытии объектов учета, в том числе в случаях приватизации, продажи жилых помещений, списание расходов на сумму взносов, перечисленных в фонд капитального ремонта, отражается в корреспонденции со счетом 0 401 20 273.
Также в Письме от 10.08.2015 N 02-07-07/46003 Минфин отмечает, что при выбытии объектов учета (приватизация, продажа жилых помещений) списание расходов на сумму взносов, перечисленных в фонд капитального ремонта, следует отражать в корреспонденции со счетом 0 401 20 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами".
Исходя из вышеизложенного расчеты по взносам на капитальный ремонт жилых помещений в многоквартирных домах отразятся в учете государственных (муниципальных) учреждений следующим образом:
Казенное учреждение | Бюджетное учреждение | Автономное учреждение | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
Отнесение расходов по оплате взносов на капитальный ремонт на финансовый результат будущих периодов | |||||
0 401 50 225 | 0 302 25 730 | 0 401 50 225 | 0 302 25 730 | 0 40 150 225 | 0 302 25 000 |
Отнесение суммы взносов на капитальный ремонт, учитываемых в составе расходов будущих периодов, на финансовый результат текущего финансового года | |||||
0 401 20 225 | 0 401 50 225 | 0 401 20 225 | 0 401 50 225 | 0 40 120 225 | 0 401 50 225 |
Списание расходов на оплату взносов, перечисленных в фонд капитального ремонта, при выбытии объектов учета | |||||
0 401 20 273 | 0 401 50 225 | 0 401 20 273 | 0 401 50 225 | 0 40 120 273 | 0 401 50 225 |
Кроме того, в Письме ФФОМС от 24.03.2015 N 1376/21-3 указано, что расходы медицинских учреждений, расположенных в многоквартирных домах, на оплату ежемесячных взносов, включенных в состав коммунальных платежей на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, оплачиваются за счет средств ОМС.
Пример
За бюджетным образовательным учреждением на праве оперативного управления закреплены жилые помещения в здании общежития (общей площадью 1 000 кв. м). Размер ежемесячных взносов на капитальный ремонт составляет 5 800 руб. За 10 месяцев 2015 года перечисления на счет регионального оператора составили 58 000 руб. Часть помещений (комнат общей площадью 150 кв. м) в порядке приватизации переходят в собственность жильцов. Как в учете отразить списание расходов на оплату взносов за капремонт в связи с выбытием указанных помещений?
Взнос на капитальный ремонт общего имущества с собственников комнат в общежитиях взимается с общей площади жилого помещения, принадлежащей собственнику.
Напомним, что выбытие из учета объекта недвижимого имущества (приватизированных помещений, составляющих часть жилого здания) оформляется актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права собственности на данные жилые помещения в соответствии со ст. 551 ГК РФ, п. 36 Инструкции N 157н. При этом в п. 52 Инструкции N 157н указано, что акт принимается к отражению в бухгалтерском учете при наличии согласования решения о списании объекта основных средств с собственником имущества.
В связи с тем, что способ разделения расходов на оплату взносов на капитальный ремонт в случае выбытия отдельных помещений из общей площади объекта учета не установлен, его следует разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике (приложении к учетной политике) учреждения.
В случае выбытия части единого объекта, подлежащего передаче в собственность жильцов, при разделении единого объекта (общежития) на отдельные жилые помещения (комнаты) следует определить составляющую часть в расходах на оплату взносов, перечисленных в фонд капитального ремонта, пропорционально доле их площади в общей площади общежития.
Исходя из условий примера часть расходов на оплату взносов на капитальный ремонт, которая приходится на комнаты, переходящие в собственность жильцов, составляет 8 700 руб. (58 000 руб. / 1 000 кв. м х 150 кв. м).
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения формируются следующие записи по перечислению взносов за капремонт и списанию расходов в случае выбытия объектов учета:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Документ-основание |
Ежемесячное начисление обязательств по оплате взносов на капремонт | 4 401 50 225 | 4 302 25 730 | 5 800 | Счет на оплату |
Ежемесячное перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора | 4 302 25 830 | 4 201 116 10 18 (статья 225 КОСГУ) | 5 800 | Выписка из лицевого счета |
Списание суммы взносов на капремонт по квартирам, переданным в собственность жильцов | 4 401 20 273 | 4 401 50 225 | 8 700 | Справка (ф. 0504833), свидетельство о госрегистрации |
1 ноября 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.
*(3) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(4) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(5) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"