Европейский Суд по правам человека
(I Секция)
Дело "Великий Восток Италии из дворца Джустиниани*" против Италии (N 2)"
[Grande Oriente d'Italia di Palazzo Giustiniani v. Italy (N 2)]
(Жалоба N 26740/02)
Постановление Суда от 31 мая 2007 г.
(извлечение)
Обстоятельства дела
Заявителем по делу выступает итальянская масонская организация, к которой принадлежат несколько лож. Она существует с 1805 года и связана со всемирным франкмасонством. По делу обжалуется региональный закон, принятый в 2000 году, который устанавливает правила для назначения на публичные должности регионального уровня.
Закон требует от кандидатов при выдвижении и назначении на публичную должность регионального уровня заявлять о принадлежности к масонской или иной тайной ассоциации. Отсутствие декларации является основанием для отказа в назначении.
Из всех кандидатов на должность в исполнительном органе компании, участником которой являлся регион, региональный совет выбрал только того, кто объявил о своей принадлежности к масонской ложе.
Вопросы права
Ассоциация-заявитель представляет собой объединение нескольких масонских лож. Она вправе утверждать, что является "жертвой" нарушения своего права на свободу объединения, поскольку обязанность заявлять о своем членстве в масонской ложе при занятии ответственных должностей могла оказать отрицательное влияние на представление о ней и организационные аспекты ее деятельности.
Из этого следует, что имело место вмешательство властей в осуществление ассоциацией-заявителем права на свободу объединения. Указанная законодательная норма устанавливала различие между тайными и масонскими организациями, о членстве в которых требовалось представить декларацию, и всеми другими объединениями, члены которых освобождались от такой обязанности; таким образом, налицо различный подход к членам ассоциации-заявителя и любых других объединений, не являющихся тайными.
В первом деле ""Великий Восток Италии из дворца Джустиниани" против Италии" [Grande Oriente d'Italia di Palazzo Giustiniani v. Italy], жалоба N 35972/97 (Сборник постановлений и решений Европейского Суда по правам человека ECHR 2001-VIII), Европейский Суд постановил, что запрет назначения франкмасонов на публичные должности, введенный в интересах общественного спокойствия, в период, когда роль масонов в жизни страны оценивалась неоднозначно, преследовал законные цели защиты государственной безопасности и предотвращения беспорядков.
В настоящем деле Европейский Суд усматривает, что эти требования, действовавшие в 1996 году, сохраняли свое значение в 2000 году.
В отличие от законодательства, бывшего предметом рассмотрения в первом деле, спорное законодательство не предусматривает, что принадлежность к франкмасонам автоматически исключает возможность назначения кандидата на одну из указанных должностей. После объявления о членстве публичный орган мог использовать свои дискреционные полномочия, чтобы определить, препятствует ли связь между ложей и кандидатом, возможно, с учетом других обстоятельств, замещению им такой должности. Это подтверждается тем фактом, что кандидат, заявивший о своей принадлежности к ложе, был выдвинут на должность в исполнительном органе компании, участником которой являлся регион.
При этом членство во многих других объединениях, не являющихся тайными, могло создавать проблемы для государственной безопасности и предотвращения беспорядков, если члены этих объединений занимали публичные должности. Примером могут быть политические партии или группировки, выступающие в защиту расистских или ксенофобных идей, секты или объединения с военизированной внутренней структурой, устанавливающие жесткие и нерасторжимые отношения круговой поруки между членами или пропагандирующие идеологию, не совместимую с демократическими нормами.
Однако обязанность заявлять о членстве при замещении определенных публичных должностей, которое относилось на усмотрение региона, была возложена только на членов масонской организации. Государство-ответчик не представило каких-либо объективных и разумных оснований для неодинакового подхода по сравнению с членами организаций, не являющихся тайными.
Постановление
По делу допущено нарушение требований статьи 14 Конвенции (вынесено шестью голосами "за" и одним - "против").
В порядке применения статьи 46 Конвенции. Государству-ответчику следует принять необходимые меры для устранения ущерба, причиненного заявителю дискриминацией, которую Европейский Суд счел не соответствующей Конвенции.
Компенсация
В порядке применения статьи 41 Конвенции. Европейский Суд счел, что признание факта нарушения Конвенции само по себе является достаточной справедливой компенсацией причиненного заявителю морального вреда.
См. также постановление от 2 августа 2001 года по делу ""Великий Восток Италии из дворца Джустиниани" против Италии" [Grande Oriente d'Italia di Palazzo Giustiniani v. Italy], жалоба N 35972/97 (Информационный бюллетень по прецедентной практике Европейского Суда по правам человека N 33 и Сборник постановлений и решений Европейского Суда по правам человека ECHR 2001-VIII). См. также раздел "По жалобе о нарушении статьи 34 Конвенции".
------------------------------
*Дворец Джустиниани (Palazzo Giustiniani), расположенный в Риме, в начале XX в. являлся резиденцией масонской ложи "Великий Восток Италии" (прим. переводчика).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Европейского Суда по правам человека от 31 мая 2007 г. Дело "Великий Восток Италии из дворца Джустиниани" против Италии (N 2)" [Grande Oriente d'Italia di Palazzo Giustiniani v. Italy (N 2)] (жалоба N 26740/02) (I Секция) (извлечение)
Текст Постановления опубликован в Бюллетене Европейского Суда по правам человека. Российское издание. N 12/2007.
Перевод: Николаев Г.А.