Особенности проведения СОУТ
Д.Ю. Панина,
эксперт журнала "Руководитель бюджетной организации"
Журнал "Руководитель бюджетной организации", N 12, декабрь 2015 г., с. 59-68.
Обязанность работодателя проводить специальную оценку условий труда (СОУТ) закреплена ст. 212 ТК РФ, а ее неисполнение или ненадлежащее исполнение влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
С 01.01.2014 аттестация рабочих мест по условиям труда (АРМ) заменена специальной оценкой условий труда, что возложило дополнительные обязанности на работодателей. Порядок проведения спецоценки регламентирован гл. 2 Закона о СОУТ*(1), согласно которой обязанности по ее организации и финансированию возлагаются на работодателя. Условия труда оцениваются не реже одного раза в пять лет, если иное не установлено Законом о СОУТ.
СОУТ - единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных гигиенических нормативов условий труда и применения средств индивидуальной, коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Закона о СОУТ).
Ответим на некоторые вопросы, касающиеся спецоценки.
Согласно п. 6 ст. 27 Закона о СОУТ в отношении рабочих мест, не содержащих потенциально вредных и опасных факторов, спецоценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31.12.2018. Можно ли отложить до 2018 года проведение СОУТ нового рабочего места?
Отложить СОУТ нового рабочего места можно только на шесть месяцев, даже если на этом месте не установлено наличие вредных и (или) потенциально опасных производственных факторов.
С 01.01.2014 введена обязанность работодателя провести СОУТ всех рабочих мест своих сотрудников. Поскольку это процесс трудоемкий и затратный, п. 6 ст. 27 Закона о СОУТ предусматривает поэтапное его проведение - до 31.12.2018, если рабочее место не связано с досрочным назначением пенсии, а условия труда не признаны вредными или опасными.
Однако следует учесть, что названное положение распространяется только на рабочие места, которые прошли аттестацию до дня вступления в силу указанного закона - до 01.01.2014. Но если рабочее место только что организовано, то оно должно быть проверено в течение шести месяцев (ст. 17 Закона о СОУТ). Пример - Апелляционное определение Архангельского областного суда от 23.03.2015 по делу N 33-1316/2015.
Примечание. Отложить проведение СОУТ нового рабочего места можно только на шесть месяцев.
Потенциально вредные или опасные факторы не идентифицированы на аттестованном рабочем месте, однако инспектор труда предписал провести спецоценку в кратчайшие сроки. Законно ли требование?
Требование инспектора незаконно, поскольку согласно ч. 6 ст. 27 Закона о СОУТ работодатель может провести СОУТ уже аттестованных рабочих мест поэтапно до 31.12.2018. Есть только одно условие: рабочие места не должны попадать под действие ч. 6 ст. 10 этого закона - подвергаться влиянию потенциально вредных и (или) опасных факторов.
В соответствии с абз. 2 ст. 356 ТК РФ инспекция труда имеет право осуществлять государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права: проводить проверки, выдавать предписания об устранении нарушений, составлять протоколы об административных правонарушениях, подготавливать другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности.
Абзацем 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда могут предъявлять работодателям предписания об устранении нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности. Такие предписания обязательны для исполнения.
Примечание. Работодатель может провести СОУТ уже аттестованных рабочих мест поэтапно до 31.12.2018.
Обратите внимание, что по смыслу ст. 360 ТК РФ при проведении проверок инспектор выдает предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. При этом вмешательство должно быть соразмерным, а предписание - не нарушать справедливый баланс законных интересов работника и работодателя. В силу абз. 1 ст. 358 ТК РФ государственные инспекторы труда обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей.
Требование о проведении СОУТ уже аттестованного рабочего места до установленного законом срока неправомерно, что подтверждается Апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 21.01.2015 по делу N 33-350/2015(33-8558/2014). После внеплановой проверки работодателя обязали оперативно провести СОУТ рабочего места продавца. Инспектору был предоставлен договор, уже заключенный с оценщиком, и план проведения спецоценки, однако проверяющий посчитал, что выявленное нарушение безопасных условий и охраны труда работников может повлечь причинение вреда их жизни и здоровью. Работодатель обратился в суд, указав, что срок для исполнения предписания недостаточный, объективно исключающий возможность исполнения, и выиграл дело. Впоследствии апелляционная инстанция поддержала вывод своих коллег. Должность продавца предполагала работу в нормальных условиях труда, не предусматривающую влияние вредных или опасных условий, а срок действия аттестации этого рабочего места на момент проверки не истек. Требование инспектора труда было признано незаконным (ч. 6 ст. 27 Закона о СОУТ).
Руководствуясь Порядком проведения АРМ*(2), работодатель установил годовой срок проведения первичной аттестации рабочего места - до ноября 2014 года. Меняется ли этот срок после вступления в силу Закона о СОУТ?
Согласно п. 4 Порядка проведения АРМ первичную аттестацию работодатель обязан провести в течение года после организации нового рабочего места. Однако Закон N 421-ФЗ*(3) внес изменения в ТК РФ, упразднив аттестацию рабочих мест по условиям труда и введя специальную оценку условий труда. Как следует из абз. 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан провести спецоценку ранее не аттестованного рабочего места в течение шести месяцев со дня организации данного места. Например, если рабочее место создано 13.10.2013, оно должно быть оценено до 13.04.2014. Таким образом, срок идентификации вредных и опасных факторов нового рабочего места с введением процедуры спецоценки сократился. Основание - п. 2 ст. 17 Закона о СОУТ.
Разберем случай из практики (Апелляционное определение Московского городского суда от 26.02.2015 по делу N 33-5865/15).
Работодатель обратился в судебные органы, посчитав, что инспекция труда в рамках своих полномочий могла проинформировать его о необходимости проведения мероприятий по организации СОУТ, но никак не требовать устранения нарушения законодательства, поскольку, по его мнению, нарушение еще не было допущено. Спорное рабочее место было создано в ноябре 2013 года, до вступления в силу Закона о СОУТ, следовательно, требования указанного закона на это место не распространялись. Работодатель в течение года был обязан провести аттестацию места, то есть в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент законодательства (до 01.01.2014 аттестация нового рабочего места не требовалась). К тому же до 21.03.2014 Методика проведения СОУТ*(4) находилась на регистрации в Минюсте - проводить процедуру без утвержденной методики было невозможно. Работодатель также учел установленный законом крайний срок проведения СОУТ - 2018 год. Именно по названным причинам он отложил спецоценку нового рабочего места до ноября 2014 года, посчитав, что добровольно исполнял требования законодательства и предусмотренные им сроки, и просто не успел завершить это исполнение к моменту проверки. Суд указал на ошибочность этого мнения, признав требования инспектора труда правомерными. На момент проведения проверки Закон о СОУТ, обязывающий провести спецоценку, и Методика проведения СОУТ уже вступили в силу.
Примечание. Работодатель может не проводить в течение пяти лет оценку условий труда только тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Организация провела аттестацию рабочих мест в 2013 году, но не успела оформить результаты до вступления в силу Закона о СОУТ. Можно ли использовать данные результаты и отложить проведение СОУТ на пять лет?
Результаты АРМ, оформленные после 31.12.2013, использоваться не могут (абз. 2 Письма Минтруда РФ от 13.03.2014 N 17-3/В-113).
Рассмотрим данный запрет на примере Апелляционного определения Архангельского областного суда от 04.06.2015 по делу N 33-3023. В 2013 году суд обязал среднюю школу в течение трех месяцев провести аттестацию рабочих мест. Образовательное учреждение приняло меры для исполнения судебного решения. Была утверждена аттестационная комиссия, составлен перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, с выделением аналогичных мест и указанием оцениваемых условий труда, началось формирование пакета необходимых документов. Школа заключила договор на проведение АРМ с исполнителем.
Все измерения опасных и вредных факторов на рабочих местах были проведены в соответствии с планом выездных работ испытательной лаборатории учреждения, итоги подведены. Но в связи с неисполнением образовательным учреждением условий договора об оплате оказанных услуг протоколы и карты по АРМ до 31.12.2014 оформлены не были. Хотя процедура аттестации была почти завершена, суд обязал образовательное учреждение провести СОУТ.
Если финансовых средств на проведение СОУТ нет, освобождается ли работодатель от выполнения предписания о проведении спецоценки?
Отсутствие денежных средств не освобождает работодателя от возложенной на него законом обязанности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест, особенно внеплановой.
Разберем в качестве примера Апелляционное определение ВС Республики Бурятия от 29.06.2015 по делу N 33-2231. Районную администрацию обязали провести внеплановую СОУТ, однако предписание исполнено не было. Впоследствии представители администрации пояснили суду, что распределением денежных средств, в том числе на проведение СОУТ, занимается республиканское правительство. Самостоятельно предусмотреть указанные расходы администрация не может, поскольку своего бюджета не имеет. Суд обязал администрацию провести СОУТ, а республиканское правительство - профинансировать данное мероприятие. Судьи не приняли во внимание доводы об отсутствии вины, так как надлежащее финансирование отдельных государственных полномочий относится к компетенции органов исполнительной власти субъекта и не зависит от администрации района - в силу закона работодатель обязан предоставлять работникам трудовые гарантии. Суд обратил внимание, что отношения, связанные с исполнением обязанностей по трудовому договору, регулируются трудовым законодательством, а характер взаимоотношений работодателя с органом, осуществляющим его финансирование, в данном деле значения не имеет. Администрация не предоставила суду доказательств того, что предприняла меры по обеспечению охраны труда, что заявила о необходимости включения в бюджет затрат на проведение таких мероприятий (в том числе СОУТ). Как пояснил на суде гострудинспектор, о принятии названных мер мог свидетельствовать хотя бы разработанный план мероприятий.
Примечание. Исполнение обязанностей по трудовому договору регулируется трудовым законодательством без учета характера взаимоотношений работодателя с органом, осуществляющим его финансирование.
Администрация не смогла доказать, что намеревалась провести поэтапную процедуру СОУТ, в связи с чем позиция инспектора труда о необходимости начала этих работ была признана правильной.
Аналогичный вывод содержится в Определении Приморского краевого суда от 15.07.2015 по делу N 33-5904, подтверждающем обязанность районной администрации профинансировать проведение СОУТ в детском саду, а детского сада - провести СОУТ в течение года со дня выделения средств.
Внеплановая проверка соблюдения положений Закона о СОУТ выявила нарушения, уже обнаруженные в ходе плановой проверки, срок устранения которых не истек. Законно ли повторное предписание?
Если нарушения Закона о СОУТ уже обнаружены и срок их устранения не истек, то по результатам внеплановой проверки инспектор может только выдать предписание о нарушениях, не выявленных ранее.
В качестве примера можно взять Апелляционное определение Свердловского областного суда от 11.02.2015 по делу N 332320/2015. Сотрудники, не согласные с результатами СОУТ, обратились в инспекцию труда, что послужило поводом для внеплановой проверки. Было вынесено предписание, обязывающее работодателя оперативно провести СОУТ рабочих мест данных сотрудников. Суд, куда впоследствии обратился работодатель, посчитал действия инспектора неправомерными. Новых очевидных нарушений трудового законодательства и положений Закона о СОУТ внеплановая проверка не выявила, требование о проведении спецоценки работодатель уже получил, следовательно, оснований для вынесения предписания не было.
В ходе проверки сотрудник инспекции труда указал на некачественное проведение СОУТ и потребовал повторной оценки рабочих мест. Законно ли это?
Предписание инспектора труда о повторной СОУТ из-за неудовлетворительного качества ее проведения незаконно. Организации, уполномоченные проводить СОУТ, должны соблюдать нормы закона касательно качества спецоценки. Государственные инспекции труда, в свою очередь, не имеют права проверять качество проведения такой оценки, поскольку решение данного вопроса относится к компетенции иных органов*(5), о чем прямо говорится в п. 5 Приказа Роструда N 199*(6). На названную норму опирался Свердловский областной суд, вынося Апелляционное определение по делу N 33-2320/2015.
Фактически предметом проверки инспектора труда стали не условия труда служащих, а качество оценки, проведенной специализированной организацией - центром сертификации и аттестации.
Примечание. Государственная инспекция труда не имеет права оценивать качество проведения СОУТ, поскольку это компетенция других органов.
Причем к выводу о некачественности оценки инспектор пришел на основании пояснений одного из руководителей проверяемого учреждения. Однако данное лицо, являясь членом комиссии по СОУТ, подписало без замечаний все документы оценочного отчета. Доводы апелляционной жалобы о том, что инспекция труда проводила проверку процедуры СОУТ, судебная коллегия нашла несостоятельными, поскольку в акте проверки конкретно указано на недостоверность всех замеров, что как раз и относится к качеству проведения оценки.
Юрист работает на дому. Следует ли проводить СОУТ его рабочего места, если местом его работы считается учреждение?
Понятия "место работы" и "рабочее место" могут быть различны по содержанию. Понятие "место работы" в трудовом законодательстве не определено - зачастую так обозначают работодателя. Например, местом работы юриста Х может быть ООО "Фемида", указанное в трудовом договоре. Однако юрист Х не приходит в контору утром и не уходит вечером. Возможно, он появляется там раз в полмесяца, хотя успешно выполняет свои трудовые функции, получает зарплату и во всех анкетах в графу "Место работы" вписывает ООО "Фемида".
Что понимается под рабочим местом, поясняется в ст. 209 ТК РФ: место, где сотрудник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Если человек трудится на дому, он необязательно должен все время находиться на своей жилплощади. Место труда надомника не попадает под контроль работодателя ни прямо, ни косвенно, значит, его нельзя назвать рабочим местом по критериям ТК РФ. Однако согласно абз. 3.2 СанПиН 2.2.4.548-96. 2.2.4*(7) рабочее место - участок помещения, на котором в течение рабочей смены или ее части осуществляется трудовая деятельность. Трудовая деятельность юриста Х осуществляется, скорее всего, за его собственным письменным столом. В данном определении придраться можно к словосочетанию "рабочая смена" - у надомников труд не нормирован, место работы - место проживания, рабочих смен у них нет, стало быть, понятие "рабочее место" в толковании названного СанПиН здесь неприменимо.
Примечание. СОУТ не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и тех, кто трудится у физических лиц, не являющихся предпринимателями.
Часть 3 ст. 3 Закона о СОУТ указывает, что спецоценка должна проводиться в отношении условий труда всех работников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, кто трудится у физических лиц, не являющихся предпринимателями. Иными словами, проводить СОУТ места работы надомника не нужно. Рассмотрим в качестве примера Апелляционное определение Омского областного суда от 26.02.2015 по делу N 33-1140/2015.
После внеплановой документарной проверки организация получила предписание провести СОУТ рабочих мест специалистов, числящихся в штате, но находящихся на условиях надомного труда. Суд первой инстанции, а впоследствии и апелляционный суд признали данное требование незаконным.
Может ли работодатель отменить гарантии и компенсации, выплачиваемые работникам, если он обеспечил им безопасные условия труда?
Пересмотр предоставляемых компенсаций персоналу, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен лишь по результатам СОУТ в случае улучшения этих условий. То есть в соответствии с ч. 4 ст. 219 ТК РФ работодатель может отменить выплату гарантий и компенсаций работникам, если, во-первых, он обеспечил безопасность условий труда, во-вторых, подтвердил ее результатами СОУТ или заключением госэкспертизы. Пример - Решение ВС РФ от 14.10.2014 N АКПИ14-918.
Постановлением N 38/27с в 1976 году утвержден Перечень профессий плавсостава атомных судов*(8), дающий право на льготы некоторым категориям работников. Одна из структур атомного флота РФ потребовала признать постановление недействительным, поскольку оно противоречит Закону о СОУТ, а также ст. 92 и 117 ТК РФ (вводящим размеры и порядок предоставления гарантий в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам СОУТ). А Постановление N 38/27с возлагало на работодателя обязанность предоставить компенсации за работу во вредных условиях труда лишь в зависимости от наличия профессии в утвержденном перечне.
Суд указал, что до проведения СОУТ гарантии и компенсации в связи с работой во вредных и опасных условиях работодатель должен предоставлять в порядке, установленном Постановлением N 38/27с. На основании ст. 423 ТК РФ при определении круга работников, имеющих право на эти компенсации, на территории РФ могли применяться акты бывшего СССР, в том числе упомянутое постановление.
После введения СОУТ вопросы порядка предоставления и определения льгот за работу во вредных (опасных) условиях труда урегулированы ст. 92, 117 и 147 ТК РФ. Согласно ч. 2 ст. 3 Закона о СОУТ по результатам спецоценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
С одной стороны, в силу действующего законодательства РФ основанием для предоставления работникам компенсаций в связи с работой во вредных или опасных условиях являются конкретные условия труда на рабочих местах, определяемые по результатам СОУТ, а не включение профессии, должности в список или перечень льготников. Следовательно, при установлении высокого класса вредности условий труда работник, независимо от того, поименована ли его профессия или должность в перечне, утвержденном Постановлением N 38/27с, имеет право на соответствующие компенсации в размерах не ниже указанных в ТК РФ.
С другой стороны, если должность служащего включена в перечень, утвержденный Постановлением N 38/27с, но рабочее место по результатам СОУТ признано безопасным (например, работодатель улучшил условия труда), льготы снимаются. Однако до проведения СОУТ гарантии и компенсации в связи с работой во вредных и опасных условиях, предусмотренные ТК РФ, действуют, даже если условия труда были улучшены, но не подтверждены результатами спецоценки.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
*(2) Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н.
*(3) Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
*(4) Методика проведения специальной оценки условий труда, утв. Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 N 33н. Этим же приказом утв. Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.
*(5) В соответствии с положениями ст. 216.1 ТК РФ и ст. 24 Закона о СОУТ решение данного вопроса отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда.
*(6) Приказ Роструда от 02.06.2014 N 199 "Об утверждении рекомендаций по организации и проведению проверок соблюдения требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда".
*(7) СанПиН 2.2.4.548-96. 2.2.4 "Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы", утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 01.10.1996 N 21.
*(8) Перечень профессий и должностей плавсостава судов с атомными энергетическими установками и обслуживающих их судов (плавучих средств), занятых на работах с вредными условиями труда, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25.11.1976 N 38/27с.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"