Подготовлены изменения порядка создания объединений работодателей
Д.А. Кравец
Журнал "Делопроизводство и кадры", N 11, ноябрь 2015 г., с. 36-38.
В настоящее время деятельность объединений работодателей регламентируется Федеральным законом "Об объединениях работодателей". Данный федеральный закон не просто создает правовые основы деятельности объединений работодателей, но и достаточно полно и всесторонне регламентирует ее особенности. Так, федеральный закон закрепляет право работодателей на объединение, дает определение понятию объединение работодателей и их правовому положению, видам объединений работодателей, принципам деятельности. Отдельное внимание в нем уделено таким вопросам, как независимость объединений работодателей, права, обязанности и особенности ответственности членов объединений работодателей и самих объединений. Федеральный закон четко регламентирует порядок создания, реорганизации и ликвидации объединений работодателей*(1).
В конце сентября Минтруд России подготовил проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования порядка создания объединений работодателей)", который разработан с целью совершенствования нормативного правового регулирования создания и деятельности объединений работодателей в системе социального партнерства в сфере труда.
Опыт правоприменительной практики указывает на наличие недостатков в нормативно-правовом регулировании в указанной сфере социально-трудовых отношений. Так, согласно пункту 4 статьи 10.1 Федерального закона от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" (далее - Закон об объединениях работодателей) в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 358-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объединение работодателей не может до внесения в государственный реестр объединений работодателей использовать в своем наименовании слова "объединение работодателей" и образованные на их основе словосочетания. В этой связи после внесения сведений в данный реестр объединение работодателей вынуждено вносить изменения в уставные документы с последующей регистрацией таких изменений в Министерстве юстиции Российской Федерации или его территориальных органах.
Указанная процедура влечет возникновение у объединений работодателей дополнительных расходов, связанных с неоднократной уплатой государственных пошлин, нотариальным оформлением документов, заменой печатей, иных затрат, в том числе времени.
Принимая во внимание значительную роль, которую объединения работодателей играют в системе социального партнерства, представляется необходимым обеспечить соответствие наименования объединения работодателей организационно-правовой форме и виду этого объединения требованиям Закона об объединениях работодателей.
Рассмотрим основные положения указанного Проекта.
Проект уточняет понятие объединения работодателей и излагает его в следующей редакции: объединение работодателей - вид ассоциации (союза), основанной на добровольном членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц) и (или) объединений работодателей. Объединение работодателей является социально ориентированной некоммерческой организацией. Уставом объединения работодателей может предусматриваться вхождение в него иных некоммерческих организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности.
Напомним, что в настоящее время в федеральном законе закреплено следующее определение: объединение работодателей - социально ориентированная некоммерческая организация, образованная в организационно-правовой форме ассоциации (союза) и основанная на добровольном членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц) и (или) объединений работодателей. Уставом объединения работодателей может предусматриваться вхождение в него иных некоммерческих организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности.
Вводится ст. 10.1 "Наименование объединения работодателей". Теперь Наименование объединения работодателей должно включать слова "объединение работодателей" и указание на соответствующий вид объединения работодателей. Наименование объединения работодателей может включать указание на организационно-правовую форму (ассоциация (союз)). Объединение работодателей, не отвечающее требованиям, которые установлены настоящим Федеральным законом к объединению работодателей соответствующего вида, не вправе использовать в своем наименовании слова "объединение работодателей" и образованные на их основе словосочетания.
Отменены требования о ведении государственного реестра объединений работодателей.
Устанавливается срок в один год со дня вступления предлагаемого закона в силу для приведения объединениями работодателей своих учредительных документов в соответствие с предлагаемыми нормами.
Таким образом, рассмотренный нами Проект разъясняет все спорные практические моменты деятельности объединения работодателей. В настоящее время проект еще не рассмотрен в первом чтении, но мы будем наблюдать за его дальнейшим рассмотрением.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Об объединениях работодателей: Федеральный закон от 27.11.2002 N 156-ФЗ (ред. от 24.11.2014) // СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4741; 2014. N 48. Ст. 6639.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Делопроизводство и кадры"
Эксперты журнала: Андрей Шалаев, Дарья Кравец
Приглашенные авторы: Александр Лупу, Илона Оськина, Тамила Хуснутдинова, Татьяна Межуева
Учредитель и издатель ОАО "РОСБУХ"
Свидетельство о регистрации в качестве ПИ N ФС77-32261 от 9 июня 2009 г.
Адрес редакции: Москва, Б. Новодмитровская 14-2
Тел. (495) 648-61-85