Формирование пояснительной записки за 2015 год: учитываем изменения
Л. Ларцева,
эксперт журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2015 г., с. 50-59.
Одной из наиболее объемных и трудоемких отчетных форм, включаемых в состав годовой бюджетной отчетности, является пояснительная записка (ф. 0503160). Данная особенность этой отчетной формы обуславливается тем, что она содержит в себе множество приложений и таблиц, раскрывающих подробную информацию об организационной структуре учреждения, его результатах деятельности, а также позволяющих проанализировать показатели бюджетной отчетности учреждения. При ее заполнении казенным учреждениям (получателям бюджетных средств) необходимо руководствоваться Инструкцией N 191н*(1). В данной статье рассмотрим, какие изменения необходимо учитывать при составлении пояснительной записки за 2015 год.
При формировании пояснительной записки за 2015 год необходимо учитывать изменения, внесенные в Инструкцию N 191н следующими приказами Минфина:
- от 19.12.2014 N 157н (далее - Приказ N 157н);
- от 26.08.2015 N 135н (далее - Приказ N 135н).
Данными приказами в состав пояснительной записки, формируемой получателями бюджетных средств за 2015 год, введены две новые формы:
1) сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175) (далее - приложение (ф. 0503175));
2) сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296) (далее - приложение (ф. 0503296)).
Кроме того, на сайте Минфина размещен проект приказа об очередных изменениях, вносимых в Инструкцию N 191н, часть из которых нужно учитывать при составлении бюджетной отчетности за 2015 год (далее - проект).
Рассмотрим подробно особенности заполнения новых приложений пояснительной записки, а также изменения порядка составления пояснительной записки, предлагаемые проектом.
Приложение (ф. 0503175)
В этом приложении получатель бюджетных средств отражает аналитические данные о неисполненных бюджетных обязательствах, неисполненных денежных обязательствах, обязательствах, принятых сверх установленных лимитов, а также о суммах экономии, достигнутой в результате применения конкурентных способов определения поставщиков (п. 170.2 введен в Инструкцию N 191н Приказом N 157н).
Приложение (ф. 0503175) состоит из четырех разделов:
- разд. 1 "Сведения о неисполненных бюджетных обязательствах";
- разд. 2 "Сведения о неисполненных денежных обязательствах";
- разд. 3 "Сведения о бюджетных обязательствах, принятых сверх утвержденных бюджетных назначений";
- разд. 4 "Сведения об экономии при заключении государственных (муниципальных) контрактов с применением конкурентных способов".
Заполняются указанные разделы в следующем порядке.
Номер графы | Порядок заполнения |
В данных разделах отражается аналитическая информация на основании данных о принятых и неисполненных бюджетных, денежных обязательствах по соответствующим счетам аналитического учета счетов 1 502 11 000 "Принятые обязательства на текущий финансовый год", 1 502 12 000 "Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год". Критерии определения показателей, подлежащих указанию в этих разделах (размер неисполненных обязательств, год возникновения, иные критерии), устанавливаются для получателей бюджетных средств главным распорядителем бюджетных средств с учетом критериев, предусмотренных финансовым органом соответствующего бюджета | |
Графа 1 | Указываются номера соответствующих аналитических счетов 1 502 11 000, 1 502 12 000, по которым на отчетную дату отражены остатки в графах 11 и 12 отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) (далее - отчет (ф. 0503128)) соответственно |
Графа 2 | Отражается в рублях общая сумма неисполненных принятых бюджетных обязательств (денежных обязательств) |
Графы 3, 4 | Отражаются дата (месяц, год) возникновения неисполненного обязательства и дата (месяц, год) исполнения обязательства, предусмотренная в основании его возникновения (в договоре, счете, нормативно-правовом акте, исполнительном документе и т.п.), в формате "ММ.ГГГГ" |
Графы 5, 6 | Указываются идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), а также наименование контрагента соответственно. Показатели остатков неисполненных бюджетных обязательств перед физическими лицами, индивидуальными предпринимателями подлежат обобщению. При этом в графе 4 отражается значение "0000000000" |
Графы 7, 8 | Указывается причина образования неисполненных бюджетных обязательств с отражением кодов причины неисполнения: 1) 01 - контрагентами нарушены сроки выполнения работ, работы по договору в установленный срок не выполнены; 2) 02 - документы на оплату контрагентом представлены по окончании отчетного периода |
В данном разделе отражается аналитическая информация на основании данных о бюджетных обязательствах, принятых сверх утвержденных бюджетных назначений | |
Указываются номера соответствующих аналитических счетов счета 1 502 11 000, по которым на отчетную дату в отчете (ф. 0503128) показатель, отраженный в графе 7 "Принятые бюджетные обязательства, всего", превышает показатель утвержденных (доведенных) бюджетных данных (бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств), приведенный в графе 5 или 4 | |
Отражается общая сумма принятых бюджетных обязательств сверх утвержденных бюджетных назначений | |
Указывается сумма принятых бюджетных обязательств сверх утвержденных бюджетных назначений по обязательным платежам в бюджет (налогам, сборам и т.д.), установленным в порядке, предусмотренном действующим законодательством | |
Отражается сумма принятых бюджетных обязательств сверх утвержденных бюджетных назначений в части публичных нормативных обязательств | |
Указываются дата (месяц, год) возникновения обязательства и дата (месяц, год) исполнения обязательства, предусмотренная в основании его возникновения (в договоре, счете, нормативно-правовом акте, исполнительном документе и т.п.), в формате "ММ.ГГГГ" | |
Отражается основание принятия бюджетных обязательств сверх утвержденных (доведенных) бюджетных данных с указанием кодов причины превышения. Такие коды устанавливаются финансовым органом. Перечень дополнительных кодов причин превышения может быть определен главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, финансовым органом | |
В данном разделе приводится аналитическая информация на основании данных об экономии при заключении государственных (муниципальных) контрактов с применением конкурентных способов | |
Указываются номера соответствующих аналитических счетов счета 1 502 07 000 "Принимаемые обязательства" | |
Отражается сумма обязательств, принимаемых с применением конкурентных способов, на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 502 07 000 в сумме кредитового оборота по счету за отчетный период | |
Формируется согласно данным по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 502 07 000, отражаемым в корреспонденции с кредитом счета 1 502 11 000 | |
Формируется на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 502 07 000, отражаемым в корреспонденции с кредитом счета 1 501 03 000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств" |
Приложение (ф. 0503296)
Приложение (ф. 0503296) введено в Инструкцию N 191н Приказом N 135н и содержит обобщенные за отчетный период данные об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета. Основная таблица данного приложения заполняется в соответствии с п. 174 Инструкции N 191н в следующем порядке:
Номер графы, строки | Порядок заполнения |
Указываются наименования показателей и коды строк приложения (ф. 0503296) | |
Отражается сумма, подлежащая взысканию по не исполненным на начало текущего года денежным обязательствам по исполнительным документам (судебным актам иностранных (международных) судов), отраженным на соответствующих счетах бюджетного учета | |
Указывается сумма денежных обязательств по исполнительным документам (судебным актам иностранных (международных) судов), поступившим с начала текущего финансового года | |
Отражается сумма денежных обязательств по исполнительным документам (судебным актам иностранных (международных) судов) с начала текущего финансового года, по которым принято решение об их уменьшении, в том числе связанное с отзывом названных документов, пересмотром решений судов, иными аналогичными ситуациями и т.п. | |
Указывается сумма исполненных денежных обязательств по исполнительным документам (судебным актам иностранных (международных) судов) | |
Отражается сумма переоценки денежных обязательств по исполнительным документам (судебным актам иностранных (международных) судов), подлежащих взысканию | |
Заносится сумма по денежным обязательствам по исполнительным документам (судебным актам иностранных (международных) судов), не исполненным на отчетную дату | |
Отражаются данные об исполнении судебных решений судов судебной системы РФ | |
Указываются данные об исполнении судебных решений по исполнительным листам | |
Отражаются данные об исполнении судебных решений иностранных (международных) судов | |
Указываются данные об исполнении решений Европейского суда по правам человека | |
* Название и порядок заполнения этих строк в дальнейшем будут уточнены. Согласно изменениям, предусмотренным проектом, по данным строкам подлежит отражению вся информация по судебным решениям судов судебной системы РФ и иностранных (международных) судов, а не только сведения об исполнении таких решений (п. 1.47, 2.12 проекта). |
К основной таблице приложения (ф. 0503296) заполняется также справочная таблица по неисполненным исполнительным документам. В ней раскрываются сведения о не исполненных на отчетную дату денежных обязательствах по исполнительным документам (судебным актам иностранных (международных) судов), отраженные в графе 8 основной таблицы формы, с указанием кодов классификации операций сектора государственного управления (графа 1), общего количества неисполненных учреждением документов (графа 2) и общей суммы по неисполненным документам (графа 3).
При этом данные графы 3 справочной таблицы должны соответствовать данным графы 8 основной таблицы приложения (ф. 0503296).
Кроме того, одновременно с отражением данных в приложении (ф. 0503296) в текстовой части пояснительной записки раскрывается информация о задолженности по исполнительным документам и правовом основании ее возникновения.
Изменения порядка заполнения пояснительной записки, вносимые проектом
В случае принятия проекта при составлении пояснительной записки за 2015 год необходимо учесть следующие изменения:
1) при формировании сведений о движении нефинансовых активов (ф. 0503168) (далее - приложение (ф. 0503168)): согласно изменениям, вносимым проектом в п. 166 Инструкции N 191н, будет скорректирован порядок заполнения разд. 1 "Нефинансовые активы" приложения (ф. 0503168), а именно будут устранены многочисленные неточности и несоответствия, существующие на сегодняшний день.
С учетом таких изменений разд. 1 приложения (ф. 0503168) будет заполняться в таком порядке:
Номер графы, строки | Порядок заполнения |
Отражаются показатели стоимости объектов нефинансовых активов, суммы амортизации, вложений в нефинансовые активы, а также показатели стоимости объектов нефинансовых активов в пути, формируемые по данным соответствующих счетов (группам счетов) бюджетного учета, указанных в графе 2, на начало отчетного финансового года, которые должны соответствовать показателям графы "Наличие на конец года" приложения (ф. 0503168) за предыдущий финансовый год с учетом изменений на начало отчетного года в результате переоценки, реорганизации (в случае ее проведения) или в иных случаях, установленных законодательством РФ | |
Приводятся суммы поступлений объектов нефинансовых активов, увеличения их балансовой стоимости, осуществленных вложений в нефинансовые активы за отчетный период, формируемые по данным дебетовых оборотов соответствующих счетов (группам счетов) бюджетного учета, указанных в графе 2, всего | |
Отражаются суммы поступлений объектов нефинансовых активов, вложений в нефинансовые активы, полученных безвозмездно | |
Указываются суммы поступлений объектов нефинансовых активов, вложений в нефинансовые активы в результате принятия к учету ранее неучтенных объектов | |
Отражаются показатели суммы выбытий объектов нефинансовых активов, уменьшения их стоимости, в том числе на суммы амортизации, уменьшения вложений в нефинансовые активы за отчетный период, формируемые по данным кредитовых оборотов соответствующих счетов (группам счетов) бюджетного учета, указанных в графе 2, уменьшенных в части амортизации, на дебетовые обороты соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 "Амортизация" | |
Указываются суммы выбытий объектов нефинансовых активов, вложений в нефинансовые активы в результате безвозмездных передач | |
Отражаются показатели суммы выбытий объектов нефинансовых активов, вложений в нефинансовые активы в результате недостач, хищений | |
Отражаются показатели стоимости объектов нефинансовых активов, суммы амортизации, вложений в нефинансовые активы, а также показатели стоимости объектов нефинансовых активов в пути, формируемые по данным соответствующих счетов (группам счетов) бюджетного учета, указанных в графе 2, на конец отчетного финансового года. Показатели данной графы по строкам 010-018, 070-110, 130-250, 320, 360, 380, 420, 440, 450 должны равняться сумме показателей граф 4 и 5 соответствующих строк, за минусом показателей графы 8 | |
Заносится сумма показателей строк 011, 012, 013, 014, 015, 016, 017, 018 | |
Указывается сумма показателей строк 051, 052, 053, 054, 055, 056, 057, 058 | |
Указываются стоимость произведенных вложений в материальные запасы, в том числе в готовую продукцию, на начало и конец отчетного периода (графы 4, 11 соответственно) и данные об увеличении и уменьшении вложений в материальные запасы, в том числе при их изготовлении, отраженные по счету 0 106 34 000 "Вложения в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения" | |
* По данным графам строки 050-058, 120, 330, 370, 430 не заполняются. ** В этих графах по строкам 051-058, 120, 330, 370, 430 суммы амортизации, отраженные по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 "Амортизация", указываются со знаком плюс, отраженные по дебету (амортизация нефинансовых активов, выбывших с балансового учета) - со знаком минус. |
Стоит отметить, что показатели строк 010, 050, (070 + 130 + 170 + 230), 110, 120, 150, 190, (080 + 250), (320 + 360 + 380 + 420 + 440 + 450), (330 + 370 + 430) граф 4 и 11 приложения (ф. 0503168) должны соответствовать показателям строк 010, 020, 090, 040, 050, 070, 080, 100, 110, 120, отраженным соответственно в графах "На начало года", "На конец отчетного периода" баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) учреждения за отчетный финансовый год;
2) при формировании сведений об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (ф. 0503166) (далее - приложение (ф. 0503166)): форма такого приложения пополнится графой 6 "Не исполнено, руб.". Причины отклонений будут указываться в графе 7 (п. 2.6 проекта).
Дополнительная форма по расшифровке дебиторской задолженности
Письмом Минфина РФ от 02.10.2015 N 02-07-07/56629 (далее - Письмо N 02-07-07/56629) доведена дополнительная отчетная форма "Расшифровка дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам" (далее - расшифровка), представляемая получателями бюджетных средств в составе пояснительной записки.
Такая форма составляется по результатам проведенной инвентаризации дебиторской задолженности по расходам. В ней раскрывается информация о дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам, числящейся на соответствующих аналитических счетах счета 1 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам".
Расшифровка включает в себя два раздела (приложение 1 к Письму N 02-07-07/56629):
- разд. 1 "Задолженность по выданным авансам";
- разд. 2 "Сроки погашения дебиторской задолженности".
Далее рассмотрим особенности их заполнения в соответствии с Порядком, приведенным в приложении 2 к Письму N 02-07-07/56629.
Номер графы | Порядок заполнения |
Данный раздел формируется по категориям объемов авансирования (менее 30%, от 30 до 50%, от 50 до 80%, свыше 80%) с детализацией по счетам аналитического учета | |
Наименование показателя | |
Код строки | |
Код соответствующего счета аналитического учета счета 1 206 00 000 | |
Общая сумма дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам на конец отчетного периода, учтенная по соответствующему коду счета аналитического учета, отраженному в графе 3 | |
Общая сумма просроченной дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам на конец отчетного периода, учтенная по соответствующему коду счета аналитического учета, отраженному в графе 3. Показатель графы 5 формируется путем суммирования показателей граф 6, 7, 8, 9 | |
Сумма просроченной дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам с детализацией по срокам неисполнения (просрочки) обязательств (до одного месяца, от одного месяца до одного года включительно, от одного года до трех лет включительно, свыше трех лет включительно) | |
Сумма обеспечения исполнения поставщиком обязательств, по которым образовалась просроченная дебиторская задолженность, отраженная в графах 5-9, предоставленного в соответствии со ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок" (денежный залог, банковская гарантия) | |
Сумма исков о взыскании просроченной дебиторской задолженности, направленных в суд, и сумма задолженности, по которой принято судебное решение о взыскании, направленная на взыскание в принудительном порядке, соответственно | |
Сумма исков, по которым взыскание приостановлено в установленном законодательством порядке и (или) исполнительный лист по которым возвращен | |
Данный раздел формируется по срокам погашения задолженности (со сроком погашения до конца текущего финансового периода, со сроком погашения с начала очередного финансового периода до трех лет включительно, от трех лет до пяти лет включительно, более пяти лет) с детализацией по счетам аналитического учета | |
Наименование показателя | |
Код строки группирующего показателя | |
Код соответствующего счета аналитического учета счета 1 206 00 000 | |
Общая сумма дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам на конец отчетного периода, учтенная по соответствующему коду счета аналитического учета, отраженному в графе 3 |
Согласно п. 8 Порядка показатель графы 4 строки 010 разд. 1 должен соответствовать показателю графы 4 строки 010 разд. 2 расшифровки.
Кроме того, показатели расшифровки не должны противоречить показателям сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), а именно (п. 9, 10 Порядка):
- сумма показателей граф 4, 5 разд. 1 расшифровки по счетам бюджетного учета должна соответствовать идентичным показателям граф 5, 7 приложения (ф. 0503169);
- сумма показателей графы 4 разд. 2 по счетам бюджетного учета должна соответствовать идентичным показателям графы 5 сведений (ф. 0503169).
В силу п. 10 Порядка в рамках организации работы по формированию расшифровки главными распорядителями средств федерального бюджета могут быть установлены дополнительные требования к раскрытию подведомственными получателями бюджетных средств показателей состояния дебиторской задолженности федерального бюджета по расходам с учетом отраслевой специфики.
Пример заполнения расшифровки приведен в приложении 3 к Письму N 02-07-07/56629.
* * *
При формировании пояснительной записки за 2015 год получатели бюджетных средств должны включить в ее состав следующие новые формы:
- приложение (ф. 0503175), введенное Приказом N 157н;
- приложение (ф. 0503296), введенное Приказом N 135н;
- расшифровку, доведенную Письмом N 02-07-07/56629.
Кроме того, получатели бюджетных средств должны обратить внимание на изменения в порядке заполнения приложений (ф. 0503168 и ф. 0503166), подготовленные проектом, размещенным на сайте Минфина, которые нужно учитывать при составлении бюджетной отчетности за 2015 год.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"