Hotel как лучше. Российские гостиницы с 21 октября начали работать по новым правилам
А. Воздвиженская,
журналист
Журнал "Юрист спешит на помощь", N 12, декабрь 2015 г., с. 65.
Гостиница должна заранее рассказывать постояльцам, за какие услуги им придется переплачивать. А если турист заселится в полночь и выселится уже к полудню, то с него возьмут плату только за половину суток. Это предусматривают новые Правила предоставления гостиничных услуг в России, утвержденные постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085.
Документ вступил в силу 21 октября. Ранее действовали правила с аналогичным названием - с 1997 года. Они частично дополнялись, а теперь полностью обновлены. Постановление в первую очередь защищает права потребителей. Новые правила распространятся на все гостиницы и отели, исключения прописаны только для молодежных туристических лагерей и баз, а также ведомственных общежитий, кемпингов и детских лагерей. Не попадут под действие новых норм и места для временного проживания в спальных железнодорожных вагонах.
Юрлица и индивидуальные предприниматели, которые сегодня занимаются гостиничным бизнесом, должны в обязательном порядке устанавливать на входе в отель табличку, на которой по традиции должны быть указаны название места временного проживания, адрес и режим работы. Если гостиницу основал индивидуальный предприниматель, то следует указать его имя, фамилию и отчество, а также все сведения о госрегистрации.
На ресепшен должна быть представлена вся информация о проживании: цены за номер, время заезда и выезда, перечень платных услуг, а также документ, подтверждающий, что юрлицо или индивидуальный предприниматель занесены в госреестр. Эти же данные должны быть на официальном сайте гостиницы. Ее владельцы вправе сами устанавливать правила оказания услуг туристам, но только если они не противоречат новым нормам.
В правилах бронирования практически ничего не меняется: как и раньше, можно заказывать номер по телефону, через Интернет или непосредственно на месте. Если туристы не успеют зарегистрироваться вовремя (к расчетному часу заезда) или вовсе не приедут, то гостиница вправе потребовать оплатить один день проживания в номере. Это при условии, что путешественникам предоставят гарантированное бронирование. Если же оно будет негарантированным, то его просто аннулируют, когда стрелки часов дойдут до оговоренного времени заезда.
Чтобы остановиться в гостинице, туристу нужно иметь при себе паспорт - и неважно, иностранец он или россиянин. Такое правило прописано и для лиц без гражданства: им нужно показать разрешение на временное проживание или вид на жительство.
Время заезда и выезда туристов - полдень. Однако, учитывая особенности работы гостиниц, правила разрешают двухчасовую разницу между заездом и выездом. Обычно за это время номер приводят в порядок. Те, кто заехал в полночь, а выехал до расчетного часа, будут платить за половину суток пребывания.
Обслуживать своих гостей отели должны круглосуточно, кроме тех, где менее 50 номеров. Им дают возможность самим определить время оказания услуг.
Гостиницы должны бесплатно предоставлять постояльцам несколько услуг, среди которых вызов "скорой" или полиции и использование аптечки, доставка писем, адресованных туристам, предоставление кипятка, иголок и ниток, комплекта посуды и столовых приборов. Даже если вы попросите разбудить вас пораньше, то горничные не смогут вам отказать. Если гостиница, по мнению постояльца, нарушит его права, то он может обратиться в Роспотребнадзор. При вопиющих случаях можно идти и в суд, но, как правило, администрация вам скорее уступит.
Допустим, в вашем номере должен быть телевизор, но он сломался. Гость должен сразу же об этом сообщить. Время починки или замены прибора гостиница устанавливает самостоятельно. Если решить проблему не удалось, то постоялец имеет право поменять номер проживания. Если и это не вышло, то идет замена номера с более высоким уровнем обслуживания и без доплаты. Либо вам могут предложить бесплатно услугу, например, посещение СПА-салона.
- Главное - не забывать, что и гостиница может стать жертвой постояльцев, - замечает исполнительный директор Российской гостиничной ассоциации Геннадий Ламшин. - Если кто-то разбил посуду или сломал мебель, то это придется оплатить по прейскуранту отеля.
Немного статистики
По данным Ростуризма, в России гостиничные услуги предоставляют порядка 11 тыс. организаций. В общей сложности в них насчитывается более 800 тыс. мест для размещения граждан. В прошлом году в российских гостиницах останавливались свыше 33 миллионов человек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Юрист спешит на помощь"
"Юрист спешит на помощь" - журнал, посвященный защите прав и интересов
граждан. Издается при участии Министерства юстиции Российской Федерации
и Ассоциации юристов России. Периодичность выхода - 1 раз в месяц