В бюджетном учреждении образовалась недоимка по налогу на прибыль, не уплаченная в установленный срок. Учреждению пришло решение из налоговой инспекции о взыскании денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика, в сумме подлежащего перечислению в бюджет налога.
Требования об уплате штрафных санкций (штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов) налоговым органом учреждению не предъявлялись.
В учетной политике учреждения определено, что уплата налога на прибыль организаций отражается по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ. Финансовое управление обязало уплатить имеющуюся задолженность с применением статьи 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
Правомерно ли требование об отнесении расходов на статью 290 КОСГУ?
Вправе ли налоговая инспекция направлять решение в финансовый орган по месту открытия лицевого счета для обращения взыскания на средства бюджетного учреждения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Направление налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства или финансовый орган публично-правового образования по месту открытия бюджетному учреждению соответствующих лицевых счетов решения, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетного учреждения, в полной мере соответствует положениям действующего законодательства.
В рассматриваемой ситуации уплата недоимки по налогу на прибыль вполне обоснованно может быть отражена по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ.
Обоснование вывода:
1. Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) условия и порядок исполнения отдельных судебных актов, актов других органов и должностных лиц могут устанавливаться иными федеральными законами, одним из которых является Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ), положения части 20 ст. 30 которого определяют порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений.
При этом процедура организации исполнения исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) и решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов для обращения взыскания на средства бюджетных (автономных) учреждений, установленная ч. 20 ст. 30 Закона 83-ФЗ, осуществляется при исполнении судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений, лицевые счета которым открыты не только в органах Федерального казначейства, но и в финансовых органах субъекта РФ (муниципальных образований) (смотрите, в частности, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 05.12.2014 N 02-01-09/62410/42-7.4-05/9.3-736).
Положениями п. 1 ч. 20 ст. 30 Закона 83-ФЗ прямо предусмотрено, что наряду с исполнительными документами (исполнительный лист, судебный приказ) основанием для обращения взыскания на средства бюджетных учреждений (далее - бюджетное учреждение - должник) также является решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов (далее - решение налогового органа) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации.
Решение налогового органа, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетного учреждения - должника, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника (п. 5 ч. 20 ст. 30 Закона 83-ФЗ).
Бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа или уведомления о поступлении решения налогового органа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника (п. 7 ч. 20 ст. 30 Закона 83-ФЗ).
При исполнении в полном объеме решения налогового органа орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, уведомляет об этом налоговый орган (п. 9 ч. 20 ст. 30 Закона 83-ФЗ).
Таким образом, направление налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства или финансовый орган публично-правового образования по месту открытия бюджетному учреждению соответствующих лицевых счетов решения, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетного учреждения, в полной мере соответствует положениям действующего законодательства.
2. Выбытия с лицевого счета бюджетного учреждения не всегда квалифицируются в качестве "расходных" операций, в ряде случаев речь может идти об уменьшении доходов учреждения.
Данная позиция связана прежде всего с существующим в настоящее время подходом к определению понятия расходов: под расходами понимаются затраты, направленные на обеспечение выполнения функций учреждений, в том числе и на уплату налогов (сборов, взносов), включаемых в соответствии с действующим законодательством в состав расходов.
На основе приведенного подхода осуществляется исполнение плана ФХД учреждений - из общего "объема" доходов выделяется часть, которая подлежит использованию на обеспечение выполнения функций учреждения, и в дальнейшем именно за счет этой части доходов осуществляются расходы.
Так, налог на прибыль - прямой налог, взимаемый с прибыли организации. Согласно ст. 247 НК РФ прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с Главой 25 НК РФ. При этом п. 4 ст. 270 НК РФ установлено, что суммы начисленного налога на прибыль в состав расходов не включаются.
Иными словами, налог на прибыль не включается в состав расходов, а уменьшает начисленный доход. Следовательно, его уплату следует отражать в Плане ФХД учреждения по приносящей доход деятельности как уменьшение дохода по тому коду КОСГУ, по которому он был получен.
Согласно положениям Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), решением бюджетного учреждения, принятым в рамках его учетной политики, операции по уплате налога на прибыль должны отражаться по одной из двух статей КОСГУ:
- 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)";
- 180 "Прочие доходы".
В соответствии с Указаниями N 65н по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ отражаются расходы на уплату штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, а также уплата налогов (включаемых в состав расходов), в том числе налога на прибыль (в части обязательств государственных (муниципальных) казенных учреждений).
По общему правилу расходы на погашение задолженности, взыскиваемой на основании исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа), в части основного долга подлежат отражению в общеустановленном порядке по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ согласно Указаниям N 65н. Соответственно, погашение недоимки по налогу на прибыль вполне обоснованно может быть отражено в порядке, установленном учетной политикой бюджетного учреждения для отражения операций по уплате налога на прибыль.
В рассматриваемой ситуации учетной политикой бюджетного учреждения определено, что уплата налога на прибыль отражается в качестве уменьшения дохода по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ, соответственно, и уплата недоимки по налогу на прибыль должна также отражаться по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ.
Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Взыскание налоговым органом недоимки, пеней и штрафов с организации, которой открыт лицевой счет.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
16 декабря 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.