Счётная палата области произвела внешнюю проверку годовой отчётности муниципального образования на соответствие Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н. В качестве основания для проведения контрольных мероприятий в акте указывается ст. 136 БК РФ. По сути, финансовый орган муниципального образования производит свод одноимённых показателей отчётности главных распорядителей. Факты хозяйственной жизни учреждений ведёт непосредственно главный бухгалтер учреждений и, принимая отчётность, финансовый орган муниципального образования не может проверить всю деятельность. Контрольные соотношения в соответствии с Инструкцией не нарушены.
Можно ли привлечь финансовый орган муниципального образования к ответственности?
Могут ли руководителя финансового органа муниципального образования привлечь к ответственности как должностное лицо?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При выявлении контрольно-счетным органом субъекта РФ или органом внутреннего государственного финансового контроля субъекта РФ в ходе контрольного мероприятия, проводимого в соответствии с пп. 3 п. 4 ст. 136 БК РФ, фактов представления заведомо недостоверной бюджетной отчетности к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.15.6 КоАП РФ, могут быть привлечены должностные лица любого из объектов контроля, в том числе и финансового органа муниципального образования.
Обоснование вывода:
Статьей 15.15.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка представления бюджетной отчетности, которое выражается в том числе в представлении заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются должностные лица субъектов бюджетной отчетности, к числу которых согласно п. 2 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (далее - Инструкция 191н), наряду с участниками бюджетного процесса относятся и финансовые органы.
В соответствии с пп. 3 п. 4 ст. 136 БК РФ проверка годового отчета об исполнении местного бюджета контрольно-счетными органами субъектов РФ или органами государственного финансового контроля, являющимися органами исполнительной власти субъектов РФ, является одной из дополнительных мер, направленных на обеспечение выполнения муниципальными образованиями условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ.
Порядок проведения проверки годового отчета об исполнении местного бюджета устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (письмо Минфина России от 30.04.2015 N 02-10-09/25199). При этом, как правило, процедура указанных контрольных мероприятий заключается не только в оценке полноты и достоверности бюджетной отчетности, но и предполагает проверку соблюдения муниципальным образованием требований БК РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также анализ исполнения доходной и расходной частей местного бюджета, в том числе использования средств резервного фонда*(1). Кроме того, при проведении проверки годового отчета об исполнении местного бюджета объектами контроля могут являться не только финансовый орган, но и главные администраторы средств бюджета муниципального образования*(2).
Сводная бюджетная отчетность соответствующих главных администраторов бюджетных средств является основанием для составления бюджетной отчетности муниципальных образований (п. 2 ст. 264.2 БК РФ, п. 10 Инструкции N 191н).
В то же время наряду с показателями, отражаемыми на основании консолидированной отчетности главных администраторов бюджетных средств, часть форм бюджетной отчетности, предусмотренных п. 11.2 Инструкции N 191н, формируется финансовым органом на основании данных главной книги финансового органа (в частности Баланс по поступлениям и выбытиям бюджетных средств (форма 0503140), Справка по заключению счетов (форма 0503110) к Балансу (форма 0503140), Отчет о кассовом поступлении и выбытии бюджетных средств (форма 0503124)). При этом показатели консолидированной бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств включаются финансовым органом в показатели Отчета об исполнении бюджета (форма 0503117) при условии соответствия данных о кассовом исполнении бюджета показателям бюджетной отчетности, формируемым финансовым органом (п. 137 Инструкции N 191н).
Соответственно, при выявлении контрольно-счетным органом субъекта РФ или органом внутреннего государственного финансового контроля субъекта РФ в ходе контрольного мероприятия, проводимого в соответствии с пп. 3 п. 4 ст. 136 БК РФ, фактов представления заведомо недостоверной бюджетной отчетности к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.15.6 КоАП РФ, могут быть привлечены должностные лица любого из объектов контроля, в том числе и финансового органа муниципального образования*(3).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
Ответ прошел контроль качества
22 декабря 2015 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например:
- п. 12 Порядка проведения проверки годового отчета об исполнении местного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 18.08.2014 N 709;
- п. 4 Положения о порядке проведения проверки годового отчета об исполнении местного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 30.03.2015 N 351-п;
- п. 19 Порядка проведения департаментом финансового контроля Костромской области проверки годового отчета об исполнении местного бюджета, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 31.12.2013 N 606-а.
*(2) Смотрите, например, п. 1.3 Порядка проведения проверки годового отчета об исполнении местного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 07.05.2015 N 155.
*(3) Смотрите, в частности:
- решение Кваркенского районного суда Оренбургской области от 29.09.2015 по делу N 12-24/2015;
- решение Котовского районного суда Волгоградской области от 13.10.2014 по делу N 12-75/2014.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.