Обзор основных изменений части первой НК РФ - 2017
(подготовлено экспертами компании "Гарант", июнь 2016 г. - январь 2017 г.)
Часть первая НК РФ регулирует вопросы администрирования страховых взносов
(ст. 1, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ, далее - Закон N 243-ФЗ)
Это обусловлено передачей полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование налоговым органам. Соответствующие многочисленные изменения и дополнения, внесенные Законом N 243-ФЗ, вступили в силу 01.01.2017. В частности, со текущего года частью первой НК РФ регулируются вопросы установления страховых взносов, прав и обязанностей плательщиков страховых взносов, возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате страховых взносов, зачета и возврата страховых взносов, контроля за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов, привлечения плательщиков страховых взносов к ответственности.
Например, в силу внесенных дополнений российские организации-плательщики страховых взносов обязаны сообщать в налоговый орган о наделении обособленных подразделений (включая филиалы, представительства), созданных на территории РФ, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц - в течение одного месяца со дня наделения их соответствующими полномочиями (пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ, см. также письма ФНС России от 23.01.2017 N БС-4-11/993@ и от 14.09.2016 N БС-4-11/17201). Эта обязанность актуальна в отношении обособленных подразделений, которые наделяются указанными полномочиями после 01.01.2017 (ч. 2 ст. 5 Закона N 243-ФЗ).
Изменен порядок расчета пени
(пп. "б" п. 13 ст. 1, ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ, далее - Закон N 401-ФЗ)
В 2017 году пеня будет определяться в процентах от неуплаченной суммы налога за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по его уплате, то есть в действующем порядке (п.п. 3, 4 ст. 75 НК РФ). Однако в силу внесенных Законом N 401-ФЗ поправок, вступающих в силу с 01.10.2017, изменится порядок определения процентной ставки пени для организаций. Так, за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней включительно, независимо от суммарного количества дней просрочки, она, как и в настоящее время, будет равна одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ, а начиная с 31 календарного дня такой просрочки - одной стопятидесятой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. То есть процентная ставка, которая будет применяться при расчете пени на сумму недоимки организации начиная с 31 календарного дня просрочки исполнения обязанности по уплате налога увеличится в два раза.
Новый порядок начисления пени будет применяться в отношении недоимки, образовавшейся с 01.10.2017 (ч. 9 ст. 13 Закона N 401-ФЗ).
Для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, в анализируемой части изменений не произойдет - для них процентная ставка пени будет приниматься равной одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в периоде просрочки исполнения обязанности по уплате налога, независимо от количества дней просрочки.
Скорректированы правила освобождения прибыли КИК от налогообложения
(пп.пп. "а", "ж" п. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ, далее - Закон N 32-ФЗ)
Так, с 2017 года наличие у КИК статуса организации, уполномоченной на получение процентных доходов, подлежащих выплате по обращающимся облигациям, не является основанием для освобождения ее прибыли от налогообложения у контролирующих лиц (пп. 6 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ в редакции Закона N 32-ФЗ).
Наряду с этим уточнены требования к КИК, являющимся эмитентами обращающихся облигаций и организациями, которым были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация, а также к обращающимся облигациям и долговым обязательствам, возникшим в связи с их размещением, при выполнении которых полученная указанными КИК прибыль освобождается от налогообложения (п. 10 ст. 25.13-1 НК РФ). В частности, с 2017 года в качестве обязательного выступает следующее дополнительное условие: долговые обязательства российских и иностранных организаций перед такими КИК возникли в связи с размещением обращающихся облигаций, отвечающих требованиям пп. 1 п. 2.1 ст. 310 НК РФ, что должно быть подтверждено либо договором, которым оформлено соответствующее долговое обязательство, либо условиями выпуска соответствующих обращающихся облигаций, либо проспектом эмиссии соответствующих обращающихся облигаций (пп. 2 п. 10 ст. 25.13-1 НК РФ в редакции Закона N 32-ФЗ). Кроме того, решение вопроса о рассматриваемом освобождении прибыли КИК от налогообложения поставлено в зависимость от размера доли процентных расходов (а не доходов, как в настоящее время) по обращающимся облигациям, осуществленным ею за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, в сумме всех расходов такой организации по данным ее финансовой отчетности за указанный период, который должен составлять не менее 90 процентов (пп. 4 п. 10 ст. 25.13-1 НК РФ в редакции Закона N 32-ФЗ).
Уточнен порядок учета прибыли КИК при налогообложении
(пп. "в" п. 6 ст. 1, ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)
С 01.01.2017 применяется следующее правило: в случае, если доля участия налогоплательщика - контролирующего лица в КИК отличается от доли в прибыли, на которую налогоплательщик в случае ее распределения имеет право (в соответствии с ее личным законом, уставными документами либо соглашением между ее акционерами (участниками)), прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика - контролирующего лица в доле, соответствующей доле в прибыли КИК, на которую это лицо имеет право на дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующем за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика - контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года в соответствии с личным законом этой КИК, а в случае, если такое решение не принято, то на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика - контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года КИК (абзац третий п. 3 ст. 25.15 НК РФ).
Отдельные категории налогоплательщиков должны представлять пояснения в ходе камеральной налоговой проверки в электронной форме
(пп. "а" п. 6 ст. 1, ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ)
С 01.01.2017 в силу абзаца четвертого п. 3 ст. 88 НК РФ налогоплательщики, обязанные представлять налоговую декларацию по НДС в электронной форме (см. п. 5 ст. 174 НК РФ), при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации должны представлять пояснения, предусмотренные указанным пунктом (например, в связи с выявленными ошибками), в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному ФНС России. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.
Дополнен перечень составов налоговых правонарушений
(п. 13 ст. 1, ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ, п. 12 ст. 1, ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ, п.п. 23, 24 ст. 1, ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)
Так, с 01.01.2017 с лица может быть взыскан штраф в размере 5000 или 20 000 рублей на основании п.п. 1, 2 ст. 129.1 НК РФ и за непредставление (несвоевременное представление) им в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений (пояснений в ходе камеральной налоговой проверки) в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации.
Наряду с этим с указанной даты вступил в силу п. 3 ст. 129.1 НК РФ, предусматривающий ответственность за неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком-физическим лицом налоговому органу предусмотренного п. 2.1 ст. 23 НК РФ сообщения о наличии у него объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам. Размер санкции за данное правонарушение составляет 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) указанное сообщение.
Кроме того, с текущего календарного года п. 1 ст. 132 НК РФ предусматривает ответственность в виде штрафа в размере 20 тысяч рублей за следующие противоправные действия банков:
- открытие счета российской организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, осуществляющей деятельность на территории РФ через отделение, аккредитованному филиалу, представительству иностранной организации, индивидуальному предпринимателю, счета инвестиционному товариществу при отсутствии сведений о соответствующих ИНН, КПП, дате постановки на учет в налоговом органе в Едином государственном реестре юридических лиц, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
- открытие счета иной иностранной организации, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, без предъявления ими свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе;
- открытие лицу счета при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица.
Как видим, открытие банком счетов организациям и индивидуальным предпринимателям без предъявления ими свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе с 01.01.2017 не во всех случаях грозит привлечением к ответственности на основании п. 1 ст. 132 НК РФ. Эти новшества продиктованы изменениями в правилах открытия счетов банками (п. 1 ст. 86 НК РФ).
Наряду с этим с 2017 субъектами правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 135.1 НК РФ, наряду с банками признаются и кредитные организации, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
Установлены правила налогового администрирования в отношении иностранных организаций, оказывающих на территории РФ услуги в электронной форме физическим лицам
(ст.ст. 1, 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 244-ФЗ, далее - Закон N 244-ФЗ)
В частности, в силу введенных Законом N 244-ФЗ положений, вступивших в силу 01.01.2017, иностранные организации, оказывающие на территории РФ услуги в электронной форме, указанные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ (рекламные услуги в сети "Интернет", предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга и др.), физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, и осуществляющие расчеты непосредственно с указанными физическими лицами (за исключением иностранных организаций, оказывающих указанные услуги через обособленное подразделение, расположенное на территории РФ) (далее - Иностранные организации), должны встать на учет в российском налоговом органе. Для этого они должны представить в налоговый орган соответствующее заявление не позднее 30 календарных дней со дня начала оказания таких услуг (п. 4.6 ст. 83 НК РФ). При этом Иностранные организации, которые на 01.01.2017 подлежали постановке на учет в налоговом органе на основании п. 4.6 ст. 83 НК РФ, должны подать заявление о постановке на учет в налоговом органе в течение 30 календарных дней с указанной даты (ч. 1 ст. 3 Закона N 244-ФЗ).
После постановки на учет взаимодействие Иностранной организации с российским налоговым органом будет осуществляться через личный кабинет налогоплательщика (п. 3 ст. 11.2, п. 5.2 ст. 23, п. 6 ст. 31 НК РФ).
Изложенное актуально и для иностранных организаций - посредников, признаваемых налоговыми агентами по НДС в соответствии с п. 3 ст. 174.2 НК РФ (за исключением иностранных организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами через обособленное подразделение, расположенное на территории РФ).
Также обратим внимание на то, что камеральную налоговую проверку налоговой декларации по НДС, представленной Иностранной организацией, налоговый орган вправе проводить в течение шести месяцев со дня ее представления (п. 2 ст. 88 НК РФ в редакции Закона N 244-ФЗ).
Уточнены правила признания сделок контролируемыми
(п. 22 ст. 1, ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ, ст. 1, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2016 N 475-ФЗ)
С начала текущего календарного года перечень обстоятельств, позволяющих признать контролируемой сделку между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ (если иное не предусмотрено п.п. 3, 4 и 6 ст. 105.14 НК РФ), дополнен следующим: хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе "Об инновационном центре "Сколково", применяющим освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии со ст. 145.1 НК РФ (пп. 8 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Для признания данных сделок контролируемыми необходимо, чтобы сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышала 60 миллионов рублей (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
Наряду с этим согласно пп.пп. 6 и 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ, вступившим в силу 01.01.2017, вне зависимости от факта удовлетворения условиям, предусмотренным п.п. 1 - 3 указанной статьи, не признаются контролируемыми также и сделки:
- по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;
- по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ.
Это, в частности, означает, что на участников данных сделок с текущего календарного года не возлагается обязанность по уведомлению налоговых органов об их совершении, предусмотренная п. 1 ст. 105.16 НК РФ. Кроме того, ФНС России уже не вправе осуществлять контроль цен, примененных в указанных сделках, для целей налогообложения.
Уточнена процедура взыскания налогов с поручителей
(пп. "б" п. 12 ст. 1, ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ, далее - Закон N 401-ФЗ)
В силу нововведений, вступивших в силу 01.01.2017, в случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок налога, обязанность по уплате которого обеспечена поручительством, налоговый орган в течение пяти дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога должен направить поручителю требование об уплате денежной суммы по договору поручительства. В случае же неисполнения поручителем в установленный срок данного требования налоговый орган вправе применять меры по взысканию с него сумм, обязанность по уплате которых обеспечена поручительством, в порядке и сроки, которые предусмотрены ст.ст. 46 - 48 НК РФ (п. 3 ст. 74 НК РФ в редакции Закона N 401-ФЗ). Это, в частности, означает, что налоговые органы наделены правом на взыскание налогов, сборов, страховых взносов и пени с поручителей, являющихся организациями и индивидуальными предпринимателями, во внесудебном порядке.
При этом следует учитывать, что правила, введенные Законом N 401-ФЗ, подлежат применению к договорам поручительства, обеспечивающим исполнение обязательств по налогам, срок уплаты которых наступает после 01.07.2017 (ч. 12 ст. 13 указанного закона). Соответственно, принудительное взыскание с поручителей сумм налогов, обязанность по уплате которых обеспечена поручительством, срок уплаты которых наступает до 01.07.2017, и в текущем году будет осуществляться налоговым органом исключительно в судебном порядке.
Установлены особенности проведения камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам
(п. 20 ст. 1, ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)
Так, с 01.01.2017 налоговые органы наделены полномочиями по истребованию у плательщика страховых взносов при проведении камеральной налоговой проверки представленного им расчета по страховым взносам сведений и документов, подтверждающих обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов (п. 8.6 ст. 88 НК РФ).
Физлица могут обратиться за поставкой на учет в любой налоговый орган
(пп. "в" п. 65 ст. 1, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ, далее - Закон N 243-ФЗ)
Соответствующие изменения внесены Законом N 243-ФЗ в п. 7 ст. 83 НК РФ, согласно действующей с 01.01.2017 редакции которого постановка на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ) на основании информации, представляемой органами, указанными в пп. 1- 6 и 8 ст. 85 НК РФ, либо на основании заявления физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору. Ранее такое заявление подлежало представлению в налоговый орган по месту жительства физического лица (см. также письмо Минфина России от 01.07.2016 N 03-02-08/38619, информацию ФНС России от 09.01.2017 "С 1 января получить ИНН можно в любом налоговом органе независимо от места регистрации").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.