Какими документами регламентирован порядок хранения документов бухгалтерского и налогового учета?
А.И. Серова,
эксперт журнала "Строительство: бухгалтерский
учет и налогообложение"
Журнал "Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2015 г.
Общие положения об организации хранения документов бухгалтерского и налогового учета содержатся в Федеральном законе N 402-ФЗ*(1) и Налоговом кодексе. Кроме того, хозяйствующие субъекты должны руководствоваться Правилами N 526*(2) и Положением N 105*(3) (в части, не противоречащей нормативным правовым актам, изданным позднее).
Обоснование. В соответствии с Федеральным законом N 402-ФЗ:
- первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней должны храниться экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года;
- хранение документов бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта;
- требования к документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете устанавливаются в федеральных стандартах бухгалтерского учета.
В случае если индивидуальный предприниматель ведет бухгалтерский учет, он сам организует хранение документов бухгалтерского учета.
Согласно Налоговому кодексу налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено НК РФ.
Хранение налоговых деклараций (расчетов), счетов-фактур, регистров налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, организуется руководителем организации, физическим лицом - налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).
В Информации Минфина РФ N ПЗ-13/2015 "О применении установленных Минкультуры России правил комплектования, учета и организации хранения электронных архивных документов в отношении первичных и отчетных документов налогоплательщиков" указано: до утверждения федерального стандарта бухгалтерского учета, устанавливающего требования к документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, для организации хранения документов бухгалтерского учета, в том числе первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, составленных в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, применяются Положение N 105 (в части, не противоречащей соответствующим законодательным и иным нормативным правовым актам, изданным позднее) и Правила N 526.
Правила N 526 - новый документ (вступил в силу 21.09.2015), который устанавливает порядок организации хранения документов, их уничтожения, а также порядок использования документов архивного фонда предприятия, передачи документов при реорганизации и ликвидации фирмы, при смене руководителя архива предприятия.
1 октября 2015 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(2) Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утв. Приказом Минкультуры РФ от 31.03.2015 N 526.
*(3) Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утв. Приказом Минфина СССР от 29.07.1983 N 105.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"