Охрана труда в образовательных организациях
А.К. Маренго,
профессор кафедры комплексной безопасности
ГБОУ ВПО МО "Академия социального управления",
д-р пед. наук
Журнал "Охрана и экономика труда", N 3, июль-сентябрь 2015 г.
В статье рассматриваются взгляды автора на современные требования к управлению охраной труда в образовательных организациях, специальной оценке условий труда и принципы управления.
В стране сформировалась и функционирует система управления охраной труда в рыночных условиях, заменившая систему централизованного планирования и финансирования мероприятий по охране труда. С переходом России к рыночной экономике появился новый вид управления - менеджмент, а в области охраны труда - трудоохранный менеджмент [4, 5], который функционирует также в образовательных организациях.
Только в 2013 году в образовательных организациях России произошло 16305 несчастных случаев с обучающимися, в том числе 25 - со смертельным исходом. Из общего числа 35% их произошли на переменах, в перерывах, до и после учебных занятий; 41% на занятиях физической культурой и спортом, а также во время соревнований, при проведении экскурсий, походов, прогулок.
Подобная картина складывается и при анализе травматизма с работниками образовательных организаций. Общее количество пострадавших от несчастных случаев составило 888 человек (92 случая с тяжелыми последствиями, 27 со смертельным исходом [8]. Основные причины несчастных случаев среди обучающихся следующие: технические - неисправность, изношенность игрового, спортивного, учебного оборудования, неисправность электропроводки, недостаточность освещенности; организационные - нарушение требований инструкций и правил безопасности, необученность безопасным методам.
Это свидетельствует о том, что в системе образования существуют проблемы в организации охраны труда, которые должны решаться в соответствии с государственной политикой в области охраны труда. Известно, что система управления охраной труда (СУОТ) в стране действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом РФ (ст. 216 "Государственное управление охраной труда", ст. 217 "служба охраны труда в организации", ст. 218 "Комитеты по охране труда"), модельным законом о службах охраны труда, Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 "ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования".
Управление охраной труда осуществляется непосредственно Правительством Российской Федерации или по его поручению федеральным органом исполнительной власти (Минтруд России), органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководством организациями. В целях обеспечения требований охраны труда у каждого работодателя создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда при численности работников более 50 человек. По инициативе работодателя и по инициативе работников создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации. Комитет (комиссия) организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда. СУОТ действует в организации в виде подсистемы в рамках единой интегрированной системы управления (менеджмента) в организации. Управление охраной труда является неотъемлемой составляющей управления организацией.
Действенным инструментом, позволяющим улучшить управление и организацию работы по охране труда в системе образования, является Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г., в частности ст. 41 "Охрана здоровья обучающихся" данного федерального закона. С января 2014 г. вступили в силу Федеральные законы от 28.12.2013 N 426-ФЗ и N 421-ФЗ, регулирующие специальную оценку условий труда (СОУТ), которая призвана заменить применявшуюся для этих же целей на протяжении многих лет процедуру аттестации рабочих мест (АРМ) по условиям труда.
Известно, что аттестация рабочих мест не привела к реальному улучшению условий труда. По разным данным от 30 до 60% рабочих мест сегодня не отвечает государственным нормативным требованиям. Между тем затраты предприятий на АРМ и, соответственно, доходы аттестующих организаций, как считают специалисты, составляют несколько миллиардов рублей в год [7]. Наша общая задача - взять из практики АРМ все положительное, а все споры оставить в прошлом. Если не сделать надлежащие выводы, не изменить отношение к исполнению закона, то СОУТ ждет судьба АРМ.
Закон о СОУТ ориентирован на совершенствование условий труда, на управление профессиональными рисками, повышение экономической заинтересованности работодателей в создании безопасных условий труда. Проведение СОУТ в едином комплексе процедур обеспечит: сокращение затрат работодателя на проведение измерений всех потенциально действующих на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса за счет выявления рисков повреждения здоровья на этапе идентификации; оценку условий труда работников с учетом защитных свойств СИЗ, применяемых на рабочем месте; эффективный мониторинг состояния условий труда на рабочих местах и разработку профилактических мероприятий по сохранению здоровья и обеспечению безопасности работников; создание основ управления профессиональными рисками; установление работникам, занятых на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством; освобождение работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам, если условия труда приведены в соответствие с нормативным требованиям.
С введением специальной оценки условий труда произошел резкий поворот в управлении охраной труда, своеобразное совершенствование методов воздействия на условия и охрану труда [1]. Так, например, в Трудовой кодекс введены понятия системы управления охраной труда, управление профессиональными рисками, проведения специальной оценки условий труда. Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей (ст. 209 ТК).
Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных Трудовым кодексом, другими федеральными законами. Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой в стремлении к такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени.
Требование абсолютной безопасности, подкупающее своей гуманностью, может обернуться трагедией для людей потому, что обеспечить нулевой риск в действующих системах невозможно. Ведь существует аксиома о потенциальной опасности любой деятельности.
Безопасность - это опасность, риск которой является приемлемым (допустимым). Проще говоря, под безопасностью следует понимать незначительную опасность, которой можно пренебречь. Обеспечить безопасность - это значит достичь допустимого риска.
Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Использование понятия риска открывает принципиально новые возможности повышения безопасности. К техническим, организационным, административным добавляются экономические методы управления риском. К экономическим - принято относить страхование (денежная компенсация ущерба, платежи за риск и др.). Переход на управление профессиональными рисками дает ощутимые результаты в плане снижения производственного травматизма. Так, в Германии и Италии, где работодатель в соответствии с законодательством обязан осуществлять оценку и управление профессиональными рисками, показатели производственного травматизма со смертельном исходом за десять лет (1998-2007 гг.) снизились на 40% [7].
В нашей стране уже давно сформировалось неправильное отношение к оценке производственного травматизма. Основной акцент делается на смертельные и тяжелые несчастные случаи, меньший - на легкие травмы. Совсем не расследуются и не учитываются микротравмы, а, следовательно, не анализируются опасные факторы и источники риска. В конечном итоге это привело к серьезному искажению статистики несчастных случаев. Вместе с тем исследования показывают, что одному смертельному случаю предшествуют 10-30 тяжелых травм, 100-300 легких (с потерей трудоспособности на один день и более), 1-3 тыс. микротравм или 10-30 тыс. опасностей [2]. Гипотетически каждый из 10-30 тыс. опасных факторов, имеющихся на производстве, при определенных условиях может привести к смертельному или тяже лому случаю. Поэтому, чтобы определить реальный (возможный) риск этих опасных факторов, надо сначала их идентифицировать. Для этого можно использовать результаты специальной оценки условий труда. Эффективный рычаг снижения профессионального риска - обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.
Разным уровням профессионального риска соответствуют разная срочность по его снижению, а также разные объемы профилактики и социальной защиты по принципу "больше риск - больше профилактики". Порядок специальной оценки условий труда определяется комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их от фактических значений нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Специальная оценка условий труда используется в целях: разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с нормативными требованиями, информирования работников об условиях труда; установление работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций, дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий труда; оценки уровня профессиональных рисков; решения вопросов о связи заболевания с профессией. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем создается комиссия и утверждается график проведения работ. Председателем комиссии является работодатель. Комиссия до начала работ утверждает перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда с выделением аналогичных рабочих мест. Закон предусматривает декларирование соответствия условий труда в отношении рабочих мест, на которых по результатам идентификации не выявлены потенциально вредные и опасные факторы работодателем подается в территориальный орган декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет. Результаты специальной оценки условий труда подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда. Ответственность за проведение работ в этих направлениях возлагается на руководителей организаций. В обязанности работодателя входит создание и функционирование системы управления охраной труда, проведение специальной оценки условий труда (ст. 212).
Работодатель самостоятельно на основании типового положения о системе управления охраной труда, которое утверждается Министерством труда и социальной защиты, разрабатывает для своих конкретных условий положение о СУОТ. Типовое положение должно опираться на методологические основы управления охраной труда. Положение разрабатывается на основе известной модели: политика в области охраны труда, планирование, внедрение, функционирование, контролирующие и корректирующие действия, анализ со стороны высшего руководства, постоянное улучшение охраны труда. Работодатель должен изложить в письменном виде политику по охране труда, которая должна отвечать специфике организации и соответствовать ее размеру и характеру деятельности, быть краткой, четко изложенной, иметь дату и вводиться в действие подписью работодателя. Система управления охраной труда должна быть совместима или объединена с другими системами управления организацией. Первостепенной задачей работодателя является выявление и объективная оценка рисков, присущих данной организации. По результатам специальной оценки условий труда составляется план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда. Это основной документ, описывающий процесс управления выявленными рисками.
Для функционирования любой системы необходим и ряд вспомогательных специфических процессов, которые обеспечат ее работоспособность. Это обеспечение ресурсами, распределение ответственности, обученный квалифицированный персонал. Последний и очень важный элемент любой системы управления - анализ ее эффективности со стороны высшего руководства. Этот анализ есть не что иное как оценка работодателем того, насколько эффективно были потрачены средства, выделенные им на функционирование СУОТ. Положение должно опираться на современные принципы управления охраной труда [3]. Универсальность этих принципов в том, что они применимы к любым организациям, в том числе образовательным. Основные из них: создание новой культуры охраны труда. На практике необходимо демонстрировать, что безопасность труда является одним из приоритетов организации; введение в практику обязательного непрерывного обучения кадров в области охраны труда; моральное и материальное поощрение работников за успехи в охране труда; переход от контроля за обеспечением безопасности к управлению безопасности; определение роли, ответственности и полномочий в области обеспечения безопасности каждого работника; регулярное проведение дней безопасности труда; отказ от пустых лозунгов и призывов по охране труда. Заключительный раздел положения относится к постоянному совершенствованию охраны труда в организации. Профессионально разработанное положение о системе управления охраной труда в конкретной образовательной организации обеспечит ее эффективное функционирование, за которое в соответствии с Трудовым кодексом отвечает работодатель.
Литература
1. Елин А.М. О реформировании охраны труда // Охрана труда и социальное страхование. 2013. N 9.
2. Карнаух Н.Н. Корпоративная система управления охраной труда и промышленной безопасностью // Справочник специалиста. 2004. N 1.
3. Карнаух Н.Н. Принципы управления охраной труда // Справочник специалиста по охране труда. 2009. N 5.
4. Маренго А.К. Охрана труда в современной России. М.: Общество "Знание" России, 2011.
5. Маренго А.К. Трудоохранный менеджмент - тихая управленческая революция // Охрана труда и социальное страхование. 2010. N 1.
6. Медведев В.И. Конструктивность, помноженная на профессионализм // Охрана труда и социальное страхование. 2010. N 9.
7. Русак О.Н. О специальной оценке условий труда // Охрана труда и социальное страхование. 2013.N 11.
8. Щемелев Ю.Г. Первостепенные задачи в сфере образования // Охрана труда и социальное страхование. 2014. N 8.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Охрана и экономика труда"
(ежеквартальный научно-профессиональный журнал)
Издатель: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство ПИ N ФС77-38666 от 20.01.2010 г.
Журнал специализируется на освещении вопросов создания безопасных условий и высокой культуры труда на рабочих местах, снижения профессиональных рисков, повышения эффективности научных исследований, разработок и качества обучения специалистов в области охраны и экономики труда.