Терминальная обналичка на контроле
А. Сухаренко,
юрист, г. Владивосток
Газета "эж-ЮРИСТ", N 42, октябрь 2015 г.
Сегодня в России насчитывается более 200 тыс. небанковских терминалов, оборот платежей по которым достигает 1 трлн. руб. В условиях активизации борьбы с незаконным обналичиванием денежных средств терминальный бизнес привлек внимание преступников. По данным ФСФМ, только в прошлом году на территории страны была пресечена деятельность 15 крупных обнальных площадок, оборот которых составлял около 90 млрд. руб. В связи с этим Центробанк России принимает активные меры к наведению порядка в данной сфере.
Серый терминал
Начиная с 2005 года в России стал популярен новый вид обналичивания - через платежные терминалы. Денежные средства с расчетного счета фирмы-однодневки перечисляются безналичным путем на расчетный счет фирмы, занимающейся обслуживанием платежных терминалов, которая в свою очередь передает операторам рынка обналички сопоставимую (за вычетом заранее оговоренного процента) сумму наличных, собранных через терминалы у населения. Появлению нового способа способствовало отсутствие четкой законодательной базы в области торговых автоматов и платежных терминалов. В реестре сертифицированной контрольно-кассовой техники отсутствовали модели фискальных регистраторов для применения в автоматах. С 2007 года владельцам терминалов самообслуживания даже удалось вытеснить с рынка обналички банки, которые за такую услугу брали около 11%, а владельцы терминалов - всего 6-7%, поскольку платежи через них не облагались никакой комиссией.
Действующий с 1 января 2010 года Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" был призван воспрепятствовать криминализации терминального бизнеса. Теперь контрольно-кассовая техника, входящая в состав такого аппарата, должна соответствовать требованиям законодательства РФ о применении ККТ (ч. 4 ст. 6 Закона N 103-ФЗ). В частности, такой кассовый аппарат должен быть зарегистрирован в налоговой инспекции, опломбирован, иметь фискальную память и обеспечивать некорректируемую регистрацию информации о платеже (п. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"). Таким образом, у налоговой службы появилась реальная возможность проверить, сколько денег поступило через интересующий их аппарат и сколько было инкассировано в банк.
При смене адреса установки терминала субагент должен в тот же день уведомить об этом налоговиков (ч. 5 ст. 6 Закона N 103-ФЗ). Терминал должен содержать информацию о наименовании, местонахождении и ИНН не только субагента, но и оператора, а также реквизиты договора, заключенного между ними (ст. 13 Закона N 103-ФЗ).
Для осуществления расчетов через терминалы субагент должен использовать отдельный банковский счет (ч. 14 ст. 4 Закона N 103-ФЗ). Инкассированные из терминалов деньги он обязан сдавать в банк в полном объеме для зачисления на отдельный расчетный счет, с которого они перечисляются поставщику. В итоге посторонние платежи в адрес субагента сразу будут вызывать подозрения. Контроль за соблюдением закона платежным субагентом должен осуществлять оператор (ч. 2 ст. 7 Закона N 103-ФЗ). Если этого не будет сделано, то поставщик имеет право расторгнуть договор с оператором.
Согласно Федеральному закону от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О национальной платежной системе" все наличные средства, полученные от граждан для оплаты услуг, которые оказаны им третьими лицами (компаниями ЖКХ, связи и т.п.), агенты, обслуживающие терминалы оплаты, должны инкассировать на спецсчета в кредитных организациях. Однако по факту недобросовестные участники рынка инкассируют лишь небольшую часть средств, а основную часть полученных наличных продают, зарабатывая на этом комиссию (2-3%). По данным ЦБ России, вопреки требованию закона до июня 2015 года платежные агенты зачисляли на спецсчет N 40821 лишь порядка 8% наличных.
"Покупатели" расплачиваются с платежными агентами уже безналичным расчетом, и те, оставляя комиссию себе, перечисляют безналичные средства поставщикам услуг населению. Таким образом, для участия в схеме необходимы платежный агент, обслуживающий терминал, платежная система, принимающая платежи, и кредитная организация, которая, вопреки требованиям, не контролирует реальный объем наличных средств, поступивших в терминал, и не соотносит его с объемом зачисленных на спецсчет средств. Инкассацию всех наличных средств от агентов на спецсчет кредитные организации обязаны жестко контролировать.
По оценке ЦБ России, в прошлом году платежные агенты провели вне спецсчетов около 900 млрд. руб. Для сравнения: весь объем теневого обналичивания в банковской системе в том же году составил около 700 млрд. руб. По мнению экспертов, в таких действиях есть риски перепродажи наличности на теневой рынок. В 2013 году в банковской системе ЦБ обнаружил операции с риском обналичивания на сумму в 1,5 трлн. руб. В первом полугодии 2015 года рынок теневого обналичивания через платежных агентов оценивался в 390 млрд. руб., а через банки - в 212 млрд. руб.
Четкие правила игры
Центробанк не регулирует платежных агентов напрямую, но может доводить свои требования через их партнеров - банки и платежные системы. Весной ЦБ РФ издал "Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов" от 02.04.2015 N 9-МР, в которых обратил внимание кредитных организаций на незаконные схемы по обналичиванию денежных средств через платежных агентов. В частности, банкам, в которых открыт (открыты) только спецсчет (счета) агента и (или) поставщика товаров (работ, услуг), следует обеспечить повышенный контроль за соблюдением агентом (поставщиком) режима использования спецсчета. Если агенту открыты и спецсчет, и расчетный счет, то нужно обеспечить повышенный контроль за соблюдением агентом требований по зачислению в полном объеме полученной при приеме платежей наличности на спецсчет, а также по его использованию для расчетов с поставщиками.
При выявлении случаев нарушения агентом режима использования спецсчета принимаются меры, предусмотренные Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Если оба счета открыты поставщику, то следует уделить повышенное внимание операциям по счетам, связанным с получением средств от агента. Банкам, в которых открыты только расчетные счета агента и (или) поставщика, необходимо уделить повышенное внимание операциям агента, осуществляемым с использованием такого счета. В совершении по такому счету операций, не предусмотренных законодательством, банкам необходимо отказывать.
Летом ЦБ РФ встретился с представителями крупнейших платежных систем (QIWI, ComePay, Contact, "Рапида", "Киберплат", DeltaPay) и предложил им до начала июля довести уровень инкассации до 20%. Для сравнения: в конце прошлого года этот показатель достигал 90%. После того как порог в 20% был достигнут, игрокам был предложен новый уровень - в 50% к началу августа. По оценкам ЦБ, динамика объемов обналичивания через терминалы выглядит следующим образом: 48 млрд. руб. за январь 2015 года, 62 млрд. руб. за февраль, 68 млрд. руб. за март, 78 млрд. руб. за апрель, 66 млрд. руб. за май, 63 млрд. руб. за июнь, 47 млрд. руб. за июль, а за август уже 28 млрд. руб. В сентябре объем обналичивания не превышал 1 млрд. руб. Таким образом, принимаемые регулятором профилактические меры уже дают положительный эффект.
Справка. Платежный терминал - это программно-аппаратный комплекс с купюроприемником, обеспечивающий прием платежей от физлиц в режиме самообслуживания, который обслуживается банковской (банковские платежные терминалы) или небанковской (небанковские терминалы) организацией. Рынок платежных терминалов наряду с дистанционными финансовыми сервисами является частью рынка электронных платежных систем. По оценкам компании J'son & Partners Consulting, в 2014 году оборот терминального рынка достиг 1,15 трлн. руб., что на 5% превышает прошлогодний результат.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru