Благодатная почва
А. Москвичев,
экономист
Журнал "Расчет", N 10, октябрь 2015 г.
Для улучшения инвестиционного климата и улучшения экономики Президент подписал закон, согласно которому отдельные районы, города или части субъектов федерации могут стать особой территорией социально-экономического развития. Расскажем, какую пользу это может принести бизнесу.
Предполагается, что ускорение социально-экономического развития, а также привлечение инвестиций на данные территории будет следствием действующего особого правового режима осуществления предпринимательской и иной деятельности. В течение первых трех лет со дня вступления в силу Закона N 473-ФЗ ТОР могут создаваться на территориях субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также на территориях моногородов со сложным социально-экономическим положением, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 года N 1398-р "Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)".
Внесенные в июле этого года поправки в Закон N 473-ФЗ предоставили возможность создания территорий опережающего социально-экономического развития в рамках закрытых административно-территориальных образований начиная с 1 января 2016 года. В остальных субъектах РФ допускается создание особых территорий только по истечении 3-х лет. Очевидно, что подобные условия, прежде всего, направлены на построение механизма, позволяющего уравновесить развитие всей страны. Срок существования территории опережающего развития составляет 70 лет, в дальнейшем действие статуса зоны может продлеваться.
Управление территориями осуществляют наблюдательный совет, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и управляющая компания.
Где сегодня ТОР уже функционируют?
Первые 9 территорий уже отобраны, утверждены и уже ждут инвесторов с готовыми проектами.
Финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования. Средства федерального бюджета могут направляться на предоставление субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам, привлеченным инвесторами на строительство объектов инфраструктуры в размере действующей ставки рефинансирования, а также на использование механизмов проектного финансирования. Финансовые обязательства бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований могут исполняться путем внесения денежных средств в уставный капитал дочернего общества управляющей компании, передачи в собственность управляющей компании движимого, недвижимого имущества и с применением иных способов, предусмотренных законодательством.
В чем заключаются преимущества режима ТОР?
Закон предусматривает особые преференции для резидентов территорий. На территориях опережающего развития применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, установленная правом Евразийского экономического союза. Режим свободной таможенной зоны для резидентов предусматривает беспошлинный и безналоговый ввоз, хранение, потребление иностранных товаров внутри ТОР. Резиденты ТОР имеют возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности квалифицированный иностранный персонал. Получение разрешений на привлечение иностранных работников выдается без учета квот. Для инвесторов доступно льготное подключение к объектам инфраструктуры территорий, сокращенные сроки получения разрешительной документации для объектов капитального строительства.
Для резидентов ТОР предусмотрен особый режим государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля, в частности сокращено время проведения контрольных проверок, а также установлена возможность их согласования с Министерством РФ по развитию Дальнего Востока. Обеспечиваемый индивидуальный подход к каждому инвестору позволяет достичь высокой эффективности бизнеса с учетом предусмотренного сокращения затрат на административные процедуры и снижения налогового бремени.
Как стать резидентом ТОР?
Резидентами территории опережающего социально-экономического развития могут выступать индивидуальные предприниматели, юридические лица (являющиеся коммерческими организациями), государственная регистрация которых осуществлена на соответствующей территории, заключившие соглашение об осуществлении деятельности и включенные в реестр резидентов территории опережающего развития. Резиденты ТОР не вправе иметь обособленные подразделения вне территории опережающего развития.
Минимальный объем капитальных вложений резидентов территории в осуществление соответствующих видов экономической деятельности составляет 500 000 рублей. Перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, является закрытым и утверждается в решении Правительства России о создании каждой территории.
Самый доступный путь вхождения в число резидентов ТОР - предложение инвестиционного проекта высокой степени проработки. Для этого необходимо подать заявку в АО "Корпорация развития Дальнего Востока" на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.
Заявка должна содержать сведения о видах экономической деятельности заявителя, планируемой к осуществлению на территории; информацию о площади необходимого земельного участка; сведения о величине присоединяемой мощности энергопринимающих устройств, видах, объеме и величине подключаемой нагрузки в отношении необходимых ресурсов (водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и иных ресурсов). В заявке также должен быть указан срок действия планируемого соглашения. Дополнительно следует представить копии учредительных документов (для юридических лиц), копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Обязательным условием является предоставление готового бизнес-плана. Заявка должна быть подписана руководителем организации или заявителем - индивидуальным предпринимателем.
Форма заявки и технические особенности оформления документов установлены "Регламентом рассмотрения заявок на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития", утвержденным приказом АО "Корпорация развития Дальнего Востока" от 25 августа 2015 года N 13. Заявка рассматривается в течение 15 рабочих дней, после чего принимается решение о возможности заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.
/--------------\ /------------------------------------------------\
| Налог на | |Заявительный порядок возмещения НДС, зачет суммы|
| добавленную |---| налога, заявленной к возмещению в налоговой |
| стоимость | | декларации до завершения камеральной проверки |
\--------------/ \------------------------------------------------/
/--------------\ /------------------------\ /------------------\
|Налог прибыль | |В федеральный бюджет 0% | |В бюджет субъекта |
| |---| в течение 5 налоговых |---|РФ - не более 5% в|
| | | периодов | | течение 5 |
| | | | |налоговых периодов|
\--------------/ \------------------------/ \------------------/
/--------------\ /------------------------------------------------\
| Налог на | | В соответствии с законодательством субъекта РФ |
| имущество, |---| освобождение от уплаты налога или снижение |
| землю | | размера налоговой ставки. |
\--------------/ \------------------------------------------------/
/--------------\ /------------------------------------------------\
| Налог на | | Применение понижающего коэффициента, |
| добычу | | характеризующего территорию добычи: |
| полезных | | 0 - 1 и 2 года; |
| ископаемых |---| 0,2 - 3 и 4 года; |
| | | 0,4 - 5 и 6 года; |
| | | 0,6 - 7 и 8 года; |
| | | 0,8 - 9 и 10 года; |
| | | 1 - с 11 года. |
\--------------/ \------------------------------------------------/
/--------------\ /------------------------------------------------\
| Страховые |---| ПФ РФ - 6%, ФСС РФ - 1,5%, ФФОМС - 0,1%. |
| взносы | | Всего - 7,6% на 10 лет |
\--------------/ \------------------------------------------------/
Выводы
Резидент территории опережающего социально-экономического развития получает целый ряд существенных преимуществ. При этом даже если субъекты малого бизнеса по каким-то обстоятельствам не смогут стать резидентами ТОР, то вполне смогут быть вовлечены в проект опосредованно. Очевидно, что стратегическое значение усиления восточных территорий для России заключается в предоставлении дополнительных рычагов внешней политики. Не случайно проект организации ТОР ориентирован, в первую очередь, на развитие территорий Дальнего Востока. На прошедшем во Владивостоке в начале сентября первом Восточном экономическом форуме заключено более 80 крупных инвестиционных контрактов на сумму свыше 1,3 трлн. рублей. В рамках форума Президент уделил особое внимание территориям опережающего развития, рассказав о привлекательных возможностях для создания инфраструктуры. По словам Министра РФ по развитию Дальнего Востока Александра Галушки, целый ряд инвесторов - арабские, японские, китайские, корейские компании - готовы инвестировать в ТОР.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru