Специальная оценка условий труда проводится в медицинском учреждении противотуберкулезного типа. Гарантии и компенсации относительно продолжительности рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам данного учреждения, во исполнение ст. 15 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ, могут быть предоставлены исключительно медицинским работникам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 N 101, а также Постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 N 482. В связи с тем, что иные работники, имеющие класс вредности по биологическому фактору 3.2, не включены в Постановление N 101, Постановление N 482, то и рассчитывать на предоставление 30-часовой рабочей недели, а также 14 дополнительных дней к отпуску они не могут. Максимально, на что данные работники могут рассчитывать, это предоставление не менее 7 дополнительных дней к отпуску в соответствии со ст. 117 Трудового кодекса РФ. Иные работники, включенные в перечень должностей для получения льгот, установленный Приказом Минздрава РФ N 225, Министра обороны РФ N 194, МВД РФ N 363, Минюста РФ N 126, Минобразования РФ N 2330, Минсельхоза РФ N 777, ФПС РФ N 292 от 30.05.2003, на основании данного приказа также имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней и 30-часовую рабочую неделю в рамках реализации статьи 15 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ. Специалистом было указано, что несмотря на то, что Приказ от 30.05.2003 является действующим и имеет законную силу, но по иерархии принятия нормативных документов стоит ниже документов (Постановлений N 101, N 482), а поэтому автоматически упраздняется и не может применяться в рамках проведения специальной оценки условий труда для рассмотрения вопроса об установлении иным работникам, входящим в перечень для получения льгот, 30-часовой рабочей недели и 14 дополнительных календарных дней к отпуску. 1. Законно ли утверждение специалиста, проводящего специальную оценку условий труда в диспансере, о несостоятельности и неприменимости для предоставления иным работникам, входящим в перечень для получения льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных статьей 15 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ, на основании действующего Приказа от 30.05.2003, основанные на том, что действие приказа упразднено Постановлением N 101, N 482? 2. Должны ли быть предоставлены иным работникам, входящим в перечень должностей для предоставления льгот, в рамках реализации ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней и 30-часовая рабочая неделя на основании Приказа от 30.05.2003? 3. Должны ли быть работодателем в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по итогам проведения специальной оценки условий труда сохранены все ранее действующие гарантии и компенсации в виде предоставления сокращенной продолжительности рабочей недели и дополнительных дней к отпуску - при условии сохранения на момент проведения специальной оценки соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер?
1. Нет, незаконно. Во исполнение ФЗ от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2001 г. N 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" и Постановления Правительства РФ от 06.06.2013 N 482 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников" был принят Приказ Минздрава России, Минобороны России, МВД России, Минюста России, Минобразования России, Минсельхоза России и ФПС России от 30.05.2003 N 225/194/363/126/2330/777/292.
2. Да, должны.
3. Нет, гарантии могут быть изменены на основании результатов проведенной специальной оценки условий труда.
Правовое обоснование
В соответствии со ст. 116 ТК РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
В соответствии со ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно ст. 118 ТК РФ отдельным категориям работников, труд которых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Перечень категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и условия его предоставления, определяются Правительством РФ.
Ст. 15 Федерального закона РФ от 18.06.2001 N 77-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" установлено, что медицинские, ветеринарные и иные работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, а также работники организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающие больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Продолжительность рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, определяется Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 421-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014, в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса).
При этом отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 01.01.2014 должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ).
До вступления в силу федеральных законов N 426-ФЗ и N 421-ФЗ гарантии и компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании результатов аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 N 870 (признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 N 726).
При этом переходными положениями статьи 15 Федерального закона N 421-ФЗ предусмотрено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона N 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Таким образом, к моменту вступления в силу Федерального закона N 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31.12.2013 аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 426-ФЗ результаты ранее проведенной работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда действуют в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, требующих в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона N 426-ФЗ проведения внеплановой специальной оценки условий труда.
Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен по результатам специальной оценки условий труда, при этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", ноябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.