Глава муниципального образования (далее - глава МО) считает, что администрация муниципального образования обязана возместить ему в порядке ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный несвоевременной выплатой ежемесячного денежного вознаграждения. Законно ли заявленное главой МО требование?
Материал подготовлен специалистами
Центра методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 19, октябрь 2015 г.
По мнению специалистов, заявленные главой МО требования о компенсации морального вреда являются незаконными, основанными на неверном толковании норм материального права. На взгляд специалистов, законодательство не содержит положений, обязывающих администрацию МО выплачивать главе МО компенсацию морального вреда за несвоевременную выплату вознаграждения, прямо или косвенно отсылающих к нормам трудового законодательства.
Обоснование. Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Часть 2 ст. 1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) не определяет статуса депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (далее - избирательные комиссии муниципальных образований), с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее - лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.
Часть 1 ст. 36 Закона N 131-ФЗ гласит, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статья 172 Трудового кодекса Российской Федерации гласит, что гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
Тем не менее, по мнению специалистов, трудовым законодательством предусмотрены лишь гарантии для работников, занимающих выборные должности, однако в указанном случае отношения между администрацией МО и главой МО трудовым законодательством не регламентированы.
Более того, в апелляционном определении Алтайского краевого суда от 26.02.2013 N 33-1496/2013 указано, что "исполняя общественную обязанность, на должности выборного органа местного самоуправления истец не вступал в трудовые отношения. Администрация района по отношению к главе МО работодателем не является".
По мнению специалистов, законодательство также не содержит положений, обязывающих администрацию МО выплачивать главе МО компенсацию морального вреда за несвоевременную выплату вознаграждения, прямо или косвенно отсылающих к нормам трудового законодательства.
Учитывая изложенное, считаем заявленные главой МО требования о компенсации морального вреда незаконными, основанными на неверном толковании норм материального права.
1 октября 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).