В соответствии с распоряжением Росимущества от 24.02.2014 N 81-р началась реорганизация предприятий радиочастотной службы. Реорганизация проводится путем присоединения к другому ФГУП шести других радиочастотных центров в федеральных округах. В связи с реорганизацией предполагалось сокращение штата и существенное изменение условий труда с 10 октября 2014 года, о чем сотрудники ФГУП были уведомлены. Соответственно все сотрудники, чьи должности подлежали сокращению, уволены до 10 октября 2014 года. Однако 10 октября 2014 года фактической реорганизации в форме присоединения не произошло. Необходимые при реорганизации уведомления находятся в налоговой службе, передаточный акт находится в Росимуществе, готовятся документы о внесении изменений в реестр федерального имущества. В настоящее время ФГУП осуществляет свою деятельность как самостоятельное юридическое лицо, действуют прежние расчетные счета. Процедура объединения радиочастотных центров в одно предприятие будет официально завершена, то есть получено свидетельство о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц РФ, только к концу ноября, а не к 10 октября 2014 года, как было указано в уведомлениях, выданных сотрудникам. Так как к указанному ранее сроку, т.е. к 10 октября 2014 года, фактически реорганизация не завершена, должны ли быть продлены выплаты выходного пособия сотрудникам, которые были сокращены до момента фактической реорганизации. Каков порядок выплаты дополнительного выходного пособия при продлении срока реорганизации предприятия? Как необходимо поступить сотрудникам, сокращенным и фактически уволенным в связи с реорганизацией, куда и как им необходимо обратиться за дополнительной выплатой выходного пособия?
Трудовым законодательством не предусмотрена выплата дополнительного выходного пособия (продление таких выплат) в Вашем случае, т.к. дата увольнения по сокращению зависит не от факта реорганизации в форме присоединения (которая вообще не является основанием для расторжения трудовых договоров), а лишь от обоснованного решения и уведомления работодателя.
По общим правилам при увольнении в связи с сокращением численности или штата организации работодатель обязан выплатить увольняемым работникам выходное пособие в размере их среднего заработка, а также сохранить за ними на период их трудоустройства средний заработок в течение двух (в некоторых случаях в течение трех) месяцев после увольнения с зачетом выходного пособия.
Для ответа на вопрос об обоснованности проведения сокращения численности или штата в Вашей организации необходимо изучение приказа о проведении сокращения, штатных расписаний, уведомлений и прочих документов.
Если Вы считаете, что Ваши права нарушены, то за их защитой Вы вправе обратиться в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), а также в суд.
Правовое обоснование:
Согласно ст. 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.
В соответствии с ч. 2 ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Согласно ч. 1 ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 178 ТК РФ).
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя.
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.