Жилье экономического класса: вопросы строительства и анализ последних изменений законодательства
А.А. Лейба,
юрисконсульт ООО "Уралводоканал"
(г. Добрянка Пермской области)
Журнал "Гражданин и право", N 11, ноябрь 2015 г.
Указ Президента РФ, государственные программы и законы субъектов Федерации
В последнее время много разговоров ведется о необходимости строительства жилья экономического класса (далее - жилье экономкласса), при этом повышение доступности приобретения жилья рассматривается как главное направление жилищной политики РФ.
Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг"*(1) Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ до декабря 2012 г. было предписано разработать государственную программу обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ.
Данная программа должна предусматривать строительство жилья экономкласса и объектов инфраструктуры на вовлеченных в экономический оборот земельных участках, примыкающих к крупным городам, а также на неиспользуемых или используемых неэффективно земельных участках, предоставленных государственным организациям.
Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 г. N 404*(2) утверждены "Основные условия и меры реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ". Пунктом 3 этого документа предусмотрено, что у граждан, которые не способны самостоятельно купить жилье по текущим рыночным ценам, есть возможность приобрести жилье по цене, не превышающей 30 тыс. руб. за 1 кв. м или 80% оценки рыночной стоимости 1 кв. м общей площади таких жилых помещений, проводимой в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в РФ".
В рамках этой программы до 2018 г. предусматривается ввод в эксплуатацию не менее 25 млн. кв. м. общей площади жилья экономкласса дополнительно к ранее запланированным объемам ввода жилой недвижимости.
По предварительным расчетам, данная программа позволит обеспечить доступным жильем около 460 тыс. российских семей.
По состоянию на 1 октября 2014 г. о своем участии в программе завили 56 регионов России*(3).
В целях реализации мероприятий программы "Жилье для российской семьи" субъекты РФ определяют категории граждан, имеющих право приобрести такие объекты, формируют списки лиц и сводные реестры.
Например, один из первых принятых в России законов субъектов в этой области - Закон Свердловской области от 27 февраля 2013 г. N 10-ОЗ "О формировании списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в соответствии с федеральным законом о содействии развитию жилищного строительства, и о порядке включения указанных граждан в эти списки" установил порядок подачи гражданами заявлений о включении в списки, а также порядок и сроки рассмотрения заявлений, учет граждан, порядок и очередность включения граждан в эти списки.
Заявления подаются в орган местного самоуправления по месту жительства, работы или службы, где в дальнейшем осуществляется их учет, и после предоставления застройщику земельного участка по итогам аукциона органом местного самоуправления формируются списки граждан. При этом для каждой категории граждан прописан отдельный перечень документов, большая часть которых запрашивается органами местного самоуправления самостоятельно в порядке электронного межведомственного взаимодействия.
Постановлением правительства Свердловской области от 21 августа 2013 г. N 1017-ПП*(4), в частности, утвержден "Порядок формирования и ведения сводного реестра граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, построенного или строящегося на земельных участках Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, переданных в безвозмездное срочное пользование или аренду для строительства жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья".
В соответствии со ст. 5 Закона Московской области 12 декабря 2013 г. N 156/2013-ОЗ "О формировании списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, построенного или строящегося на земельных участках Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства" в указанные списки включаются:
- граждане, проживающие в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, либо в жилом помещении в многоквартирном доме, который признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
- граждане, имеющие трех и более детей;
- граждане, имеющие одного ребенка и более, при условии, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;
- граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, но не состоящие на таком учете, и др.
В развитие Федеральной программы "Жилье для российской семьи" в Нижнем Новгороде 1 сентября 2014 г. была утверждена муниципальная программа "Обеспечение граждан Нижнего Новгорода доступным и комфортным жильем".
Так, к категориям граждан, подпадающим под действие этой программы, относятся работники муниципальных учреждений и муниципальных предприятий города, работники органов местного самоуправления, а также работники государственных бюджетных учреждений здравоохранения Нижегородской области, расположенных на территории Нижнего Новгорода.
Основными требованиями для участия в программе являются стаж работы в бюджетной сфере не менее 1 года, наличие постоянной нижегородской регистрации и фактического проживания на территории Нижнего Новгорода.
Условия отнесения жилых помещений к жилью экономкласса
Согласно приказу Минстроя России от 5 мая 2014 г. N 223/пр "Об утверждении условий отнесения жилых помещений к жилью экономического класса"*(5), к указанному жилью относятся следующие жилые помещения:
- отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более трех, предназначенный для проживания одной семьи;
- блок в составе состоящего из нескольких блоков жилого дома блокированной застройки с количеством этажей не более трех, который предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования;
- квартира в многоквартирном доме.
Жилое помещение не должно быть признано непригодным для проживания и не должно располагаться в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Также предъявляются требования к площади земельного участка, на котором расположен жилой дом, блок в составе жилого дома блокированной застройки, и к общей площади жилого помещения.
Кроме того, при проектировании, строительстве и реконструкции в жилье должны быть обеспечены, в частности: класс энергосбережения не ниже "В" (Высокий); объекты социального и коммунально-бытового назначения; условия для полноценной жизнедеятельности инвалидов.
С момента вступления в силу приказа N 223/пр фактически утратил силу ранее действовавший приказ Министерства регионального развития РФ от 28 июня 2010 г. N 303 "Об утверждении Методических рекомендаций по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса"*(6).
В судебной практике имеются случаи, когда застройщики были недовольны отдельными параметрами, предъявляемыми органами местного самоуправления к жилью экономкласса.
Пример
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующими положений постановления администрации г. Нижнего Новгорода в части признаков отнесения строящихся жилых домов к категории домов экономического класса.
По мнению заявителя, положения постановления не соответствовали в момент их принятия и действия п. 2 ст. 2 ч. 4 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"*(7), поскольку установленные в них нормативы проектирования и размещения мест хранения автомобилей для многоквартирных домов экономкласса основывались не на технических характеристиках таких домов, а на источнике финансирования строительства многоквартирных домов экономкласса за счет бюджетных средств.
Решением суда первой инстанции требования ООО были удовлетворены в полном объеме.
Суд кассационной инстанции, оставляя в силе решение нижестоящего суда, указал, что из табл. 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" следует, что расчетные нормативы размещения автостоянок для хранения автомобилей вблизи многоквартирных домов зависят от характеристики транспортной и дорожной инфраструктуры соответствующего поселения, от уровня жизни населения данного поселения, от технических характеристик домов, для которых рассчитываются данные показатели (включая количество квартир в доме), от уровня доходов их жителей. Однако от источника финансирования строительства соответствующего многоквартирного дома расчетный норматив размещения автостоянок для хранения автомобилей зависеть не может.
Как следует из материалов дела, ООО осуществляет строительство многоквартирных домов низкобюджетной серии "Доступное жилье - ДЖ-201", в которых малогабаритные квартиры полностью подпадают под категории жилья экономического класса по их минимальным, с точки зрения Минрегионразвития России, показателям.
Строительство осуществляется в том числе за счет собственных средств и привлеченных средств участников долевого строительства; указанные многоквартирные дома не подпадают под минимальные расчетные нормативы размещения автостоянок для многоквартирных домов, относимых оспариваемыми заявителем нормативными положениями муниципального правового акта к домам, строящимся "по социальным программам, финансируемым за счет бюджетных средств и предусматривающим строительство жилья экономического класса".
По мнению суда кассационной инстанции, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что жители домов, которые предполагал построить заявитель, ставились бы в иное положение по сравнению с жителями домов, которые могли бы построить иные застройщики, осуществляющие строительство таких же с технической точки зрения домов, однако осуществляющих строительство этих домов за счет бюджетных ассигнований.
Имущественная льгота для застройщиков, осуществляющих строительство жилья экономического класса за счет бюджетных средств, не подпадает под признаки обоснованной муниципальной преференции и явно приводит к ущемлению конкурентных прав застройщиков, осуществляющих строительство точно такого же с технической точки зрения жилья для той же категории малообеспеченных граждан РФ, однако за счет иных источников финансирования.
Между тем жители домов тождественного (однородного) с технической точки зрения проекта не могут получать различные минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21 марта 2013 г. по делу N А43-22220/2012).
Предоставление земельных участков под строительство жилья
Множество изменений внесено в законодательные акты РФ, касающиеся предоставления земельных участков под строительство жилья экономкласса.
Так, согласно внесенным Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ"*(8) изменениям, предусматривается, что земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, выделяются на основании договоров об освоении или комплексном освоении территорий в целях такого строительства, заключаемых с участником, предложившим наиболее низкую цену в расчете на 1 кв. м общей площади жилых помещений.
Таким образом, для удешевления строительства жилья вводится механизм так называемых "голландских" аукционов на право заключения договора аренды земельных участков Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд РЖС) для строительства минимального общего количества жилья экономкласса.
Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 356-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты РФ"*(9), вступившим в силу 1 января 2015 г., усовершенствован механизм предоставления Фондом РЖС земельных участков в рамках программы "Жилье для российской семьи".
Так, в качестве особенности совершения Фондом РЖС юридических и иных действий в отношении земельных участков, других объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, как агента РФ установлено, что по сделкам, заключенным с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным Фонд РЖС.
В отношении договоров безвозмездного срочного пользования земельным участком Фонда РЖС для строительства жилья экономкласса и для его комплексного освоения в этих целях установлено, что такие договоры могут содержать обязательство лица, с которым они заключены, подписать государственный или муниципальный контракт на приобретение жилья экономкласса по цене за 1 кв. м общей площади помещения, не превышающей цены, указанной в протоколе о результатах аукциона.
Включение в договор условия о безвозмездной передаче жилья экономкласса в государственную или муниципальную собственность не допускается.
Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 48-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты РФ"*(10) скорректирована процедура проведения аукционов на заключение договоров безвозмездного пользования земельными участками для строительства жилья экономкласса.
Уточнены требования к участникам аукционов на право заключения договоров аренды и безвозмездного пользования земельными участками Фонда РЖС для комплексного освоения территории, которыми могут быть только юридические лица, а "шаг аукциона" устанавливается в пределах от 1 до 5% начальной цены аукциона (ч. 9 и 12 ст. 16.1 Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства"*(11)), введенные Законом N 48-ФЗ.
При проведении Фондом РЖС аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении земельных участков Фонда для комплексного освоения территории допускается объединение двух и более участков Фонда в один лот аукциона (ч. 15 ст. 16.1 Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", введенные Законом N 48-ФЗ).
Соответствующие изменения внесены и в ряд других федеральных законов, в том числе в законы "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "Об оценочной деятельности в РФ", "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В судебной практике имеются случаи оспаривания девелоперами результатов аукционов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка под строительство жилья экономкласса, например по тому основанию, что в извещении о проведении аукциона не было указано на наличие обременения земельного участка опорами линий электропередачи (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2010 г. по делу N А43-21385/2009).
ЖСК с государственной поддержкой, ипотека на льготных условиях и кредитование застройщиков
В последние годы создается множество жилищно-строительных кооперативов (далее - ЖСК), которым оказывается государственная поддержка при строительстве жилья экономкласса.
Чаще всего членами подобных ЖСК являются научно-педагогические работники вузов, научные и инженерно-технические работники РАН, работники муниципальных учреждений культуры, здравоохранения, социальной защиты, образования, оборонно-промышленного комплекса, военнослужащие, граждане, являющиеся ветеранами боевых действий, а также граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, или в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Таким ЖСК земельный участок предоставляется Фондом РЖС бесплатно.
В распоряжении Фонда РЖС также имеются типовая разработанная Фондом документация (проекты жилых домов экономкласса, в том числе с энергосберегающими технологиями) объектов, безвозмездно передаваемых ЖСК с государственной поддержкой.
Также Фонд РЖС оказывает ЖСК всяческое содействие в обеспечении земельного участка инженерной инфраструктурой (электричество, газ, канализация, вода).
Как отмечает Д. Замятина, "использование ЖСК в целях реализации квартир в строящемся доме представляет собой интерес прежде всего потому, что является легитимным способом привлечения средств граждан и юридических лиц в строительство, не подпадающих под действие Закона N 214-ФЗ"*(12).
Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2014 г. N 556 "О внесении изменений в типовой устав жилищно-строительного кооператива, создаваемого в целях обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, предусмотренных законодательством РФ"*(13) уточнен перечень затрат ЖСК, которые обеспечиваются за счет паевых взносов его членов.
В перечень включены расходы на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, подключение объектов жилищного строительства к инженерно-техническим и электрическим сетям.
Внесенными изменениями размер первого паевого взноса снижен с 30 до 20% суммы пая члена ЖСК.
Таким образом, отдельные категории граждан могут получить государственную поддержку при строительстве жилья в двух формах:
1) путем создания ЖСК из числа отдельных категорий граждан (в этом случае гражданин исключается из списков нуждающихся);
2) посредством приобретения отдельными категориями граждан жилья, построенного или строящегося на земельных участках Фонда РЖС, переданных в безвозмездное срочное пользование по итогам проведения аукционов на право заключения договоров безвозмездного срочного пользования земельными участками Фонда РЖС для строительства жилья экономкласса, в том числе для его комплексного освоения в целях строительства такого жилья.
Жилье экономкласса приобретается указанными лицами либо с учетом субсидий, которые имеются у граждан, либо на льготных условиях по фиксированной цене, либо на заемные средства, также предоставляемые на особых условиях.
По информации ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - ОАО "АИЖК"), поскольку ипотечные программы могут быть реализованы только в отношении готового жилья, в ближайшее время планируется ввести возможность ипотечного кредитования на этапе долевого строительства по данному продукту*(14).
Однако принципиально важным является то, что условием участия граждан в ипотечных программах, а также в ЖСК является их платежеспособность. Поэтому совокупные доходы их и совместно проживающих с ними членов семей должны позволять приобрести жилье экономкласса (в том числе с помощью ипотечного кредита, средств материнского капитала и других форм государственной и муниципальной поддержки на приобретения такого жилья)*(15).
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. N 359 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы", согласно которому государственным заказчиком-координатором программы стал Минстрой России (ранее - Минрегионразвития России), предусматривалось целевое финансирование ОАО "АИЖК" кредитных организаций для кредитования застройщиков, осуществляющих реализацию проектов строительства жилья экономкласса, в рамках реализации совместных проектов с Фондом РЖС.
Перечень согласительных процедур
Руководством Фонда РЖС отмечается, что при содействии Фонда застройщик может сократить средний срок получения разрешения на ввод в эксплуатацию в 1,7 раза, при этом регистрация прав собственности уменьшается в 3,3 раза*(16).
О необходимости сокращать количество процедур высказывался глава Агентства стратегических инициатив А. Никитин с учетом того, что планом мероприятий ("дорожной картой") "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства", утвержденным распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 1336-р, предусмотрено уменьшение их числа до одиннадцати к 2018 г.*(17)
В связи с этим следует также сказать о том, что в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 2014 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса РФ"*(18) Правительство РФ имеет право утверждать перечень процедур в сфере строительства с учетом особенностей градостроительной деятельности на территориях субъектов РФ и муниципальных образований.
При этом частью 3 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ, введенной Законом N 80-ФЗ, предусматривается, что установление органами, индивидуальными предпринимателями и организациями обязанности осуществления процедур, не предусмотренных исчерпывающими перечнями процедур в сферах строительства, в отношении физических лиц, являющихся субъектами градостроительных отношений, в целях подготовки такими физическими и юридическими лицами документации по планировке территории, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства не допускается.
В свою очередь постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. N 403 утвержден перечень из 134 процедур, объединенных в четыре раздела (в ред. постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 94):
- процедуры, связанные с предоставлением прав на земельный участок и подготовкой документации по планировке территории в отношении земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов и имеющих вид разрешенного использования, позволяющий осуществлять жилищное строительство;
- процедуры, связанные с заключением договоров подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (к электрическим сетям), а также с архитектурно-строительным проектированием;
- процедуры, связанные с осуществлением строительства, реконструкции;
- процедуры, связанные с предоставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект, заключением договоров энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения.
Постановлением Правительства РФ N 403 установлено предельное количество согласований и разрешений для объектов в сфере жилищного строительства: не более 65 для строительства многоквартирных домов и не более 25 для индивидуального жилищного строительства.
Отметим, что постановлением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 525 была отменена необходимость согласования проектной документации на оборудование узла учета воды, сточных вод с организацией, занимающейся водоснабжением и (или) водоотведением. Одновременно соответствующая процедура исключена из исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства.
Заключение
Подводя итог, следует заметить, что законодательство в области строительства, в том числе строительства жилья экономкласса, просто пестрит постоянными изменениями.
Из-за этого даже возникает необходимость в разъяснении некоторых норм действующего законодательства.
Так, в письме от 30 декабря 2014 г. N АФ-09/12138 Фонд РЖС указал, что согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 356-ФЗ, с 1 января 2015 г. право собственности Фонда РЖС на переданные ему в качестве имущественного взноса РФ земельные участки и иные объекты недвижимого имущества прекращается, за исключением некоторых объектов недвижимости.
Фонд РЖС также указал, что, если в период с 1 по 31 декабря 2014 г. подведены итоги аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности Фонда, указанное право прекращается с 1 апреля 2015 г.
Следует иметь в виду, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2015 г. N 168 максимальная стоимость 1 кв. м жилья экономкласса была увеличена с 30 тыс. до 35 тыс. руб. (т.е. возросла на 17%). Но, несмотря на это, стоимость жилья экономкласса по-прежнему не должна превышать 80% рыночной стоимости 1 кв. м жилья, о чем упоминалось в начале статьи.
Следует согласиться со специалистами в этой сфере, которые отмечают, что стоимость (цена) - основополагающий фактор в приобретении жилья экономкласса, которое не является жильем с низкими потребительскими качествами, а является типовым, не имеющим отличительных индивидуальных особенностей*(19).
Некоторые специалисты даже высказываются о необходимости регламентации норм прибыли при строительстве жилья экономкласса, выкупаемого у застройщиков для нужд государства и муниципалитетов*(20), что представляется не совсем корректным в условиях рыночной экономики.
На наш взгляд, государством обоснованно выбран комплексный подход в решении проблем строительства жилья экономкласса, поскольку свой вклад в рост цен на строящиеся квартиры вносили, к примеру, и поставщики строительных материалов.
Достаточно вспомнить одно известное дело из практики ФАС России по борьбе с монополистами и повышением цен на рынке строительных материалов (постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 апреля 2006 г. и ФАС Московского округа от 25 августа 2006 г. по делу N А40-67098/05-92-591). А ведь недорогие, но качественные строительные материалы - один из главных аспектов (критериев) строительства жилья экономкласса.
И пусть такое жилье будет располагаться не в центре города из-за отсутствия незастроенных земельных участков, а на их окраинах (чаще в спальных районах), но с хорошо развитой социальной и транспортной инфраструктурой. Это хоть как-то поможет некоторым категориям граждан решить наболевший жилищный вопрос.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Российская газета. 2012. 9 мая.
*(2) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 19. ст. 2438.
*(3) См.: Строительство жилья экономкласса - главное направление // Парадный квартал. 2014. N 11. С. 22.
*(4) См.: Собрание законодательства Свердловской области. 2013. N 8-2. ст. 1509.
*(5) См.: Российская газета. 2014. 4 июля.
*(6) См.: Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2010. N 4.
*(7) См.: Российская газета. 2006. 27 июля.
*(8) См.: Российская газета. 2004. 25 июля.
*(9) См.: Российская газета. 2014. 27 ноября.
*(10) См.: Российская газета. 2015. 13 марта.
*(11) См.: Российская газета. 2008. 30 июля.
*(12) Замятина Д. Использование ЖСК в девелоперских проектах: основные преимущества и недостатки // Корпоративный юрист. 2010. N 7. С. 13.
*(13) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 26 (ч. 2). ст. 3559.
*(14) См.: Строительство жилья экономкласса - главное направление // Указ. изд. С. 26.
*(15) В связи с поднятием 16 декабря 2014 г. ключевой ставки ЦБ РФ (влияющей на размер процентов по ипотечному кредиту) до 17% большинство коммерческих банков перестали выдавать ипотечные кредиты, рассматривая только поданные до середины декабря 2014 г. заявления граждан. В условиях сохраняющейся высокой ключевой ставки ЦБ РФ (на момент подготовки статьи она составляла 12,5%) даже с учетом существования программы льготного кредитования (социальной ипотеки) лишь немногие граждане могут позволить себе приобретать жилые помещения таким способом.
*(16) См.: Семинар "Как стать застройщиком проекта по строительству жилья экономкласса на федеральных землях? Возможности и типичные ошибки девелоперов" // www.vseon.com/realty/themes/otchet/item/2415.html.
*(17) См.: Итог совместной работы АСИ и Минстроя: утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства // www.asi.ru/news/18466/.
*(18) См.: Российская газета. 2014. 23 апреля.
*(19) См.: Стоимость - главный критерий при покупке жилья класса "эконом" // www.bpn.ru/publications/60741/; Моисеенко И.В., Носкова Е.В. Изменения структуры предложения жилой недвижимости: жилье экономкласса и малоэтажное жилье // Российское предпринимательство. 2013. N 19 (241). С. 28.
*(20) См.: Крапин А. Доступность жилья экономкласса в России. Современное состояние и перспективы // www.rway.ru/russia/articles/2600/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Жилье экономического класса: вопросы строительства и анализ последних изменений законодательства
Автор
А.А. Лейба - юрисконсульт ООО "Уралводоканал" (г. Добрянка Пермской области)
Журнал "Гражданин и право", N 11, ноябрь 2015 г.