На каком счете (205 00 или 209 00) отражаются доходы, полученные от реализации имущества, оставшегося у казенного учреждения после списания и разборки (демонтажа) нефинансовых активов (непригодных деталей и узлов, металлолома, макулатуры, ветоши и иных отходов)?
С. Бычков,
государственный советник РФ 3-го класса
Журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2015 г.
Для начала определим, для чего предназначены счета 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" и 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам".
Согласно положениям инструкций N 157н *(1) (в редакции Приказа Минфина РФ от 29.08.2014 N 89н), N 162н *(2) (в редакции Приказа Минфина РФ от 17.08.2015 N 127н):
1) на счете 0 205 00 000 отражаются расчеты по суммам доходов, начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам, образовавшихся:
- в силу заключенных учреждением договоров, соглашений;
- при выполнении учреждением возложенных на него согласно законодательству РФ функций;
- при поступлении учреждению предварительных оплат;
2) на счете 0 209 00 000 отражаются расчеты по суммам причиненных ущербов учреждению, возникших:
- при выявлении недостач, хищений денежных средств, иных ценностей, потерь от порчи материальных ценностей, другого ущерба, причиненного имуществу учреждения, подлежащего возмещению виновными лицами;
- при невозвращении контрагентом ранее перечисленных ему предварительных оплат в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;
- при выявлении сумм задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенных (не удержанных из заработной платы);
- в случае выявления задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодный оплачиваемый отпуск;
- в результате излишне произведенных выплат;
- при наступлении страховых случаев;
- вследствие действия (бездействия) должностных лиц учреждения.
Далее рассмотрим, что подразумевает под собой процесс продажи имущества.
Реализация имущества является приносящей доход деятельностью, которую казенные учреждения вправе осуществлять, только если она поименована в их учредительных документах. При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 3 ст. 161 БК РФ).
Реализация непригодных деталей и узлов, металлолома, макулатуры, ветоши, а также иных отходов, оставшихся после списания и разборки (демонтажа) нефинансовых активов, осуществляется по договору купли-продажи, в рамках которого происходит передача права собственности на названное имущество другому владельцу в обмен на определенную сумму денежных средств (ст. 454 ГК РФ).
Исходя из вышеизложенного, представляется возможным сделать следующий вывод: доходы, полученные от реализации рассматриваемого имущества, следует учитывать на счете 0 205 00 000. Соответственно, операции по начислению доходов будут отражаться в бюджетном учете в момент возникновения требований к их плательщикам следующим образом:
Дебет счета 1 205 74 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами"
Кредит счета 1 401 10 172 "Доходы от операций с активами"
Также обращаем ваше внимание на следующее. В Методических рекомендациях *(3) Минфин предлагал остатки по счету 1 205 74 000 "Расчеты по доходам от операций с материальными запасами", сформированные по состоянию на дату перехода на применение норм Приказа Минфина РФ N 89н в сумме задолженности по реализации имущества ввиду принятия решения о списании (ликвидации) объектов нефинансовых активов, перенести на счет 1 209 74 000 "Расчеты по ущербу материальным запасам". Однако это не значит, что с указанной даты доходы, полученные от реализации металлолома, ветоши, макулатуры, иных отходов и (или) объектов, оставшихся после разборки (демонтажа) списываемых, ликвидируемых объектов, надо учитывать на счете 1 209 74 000. Названный счет в данном случае применяется для учета расчетов по суммам задолженности, образовавшейся на конец отчетного периода (года).
1 ноября 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(3) Методические рекомендации по переходу на новые положения инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, доведенные Письмом Минфина РФ от 19.12.2014 N 02-07-07/66918.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"