1. Как можно объяснить часть 3 ст. 219 ТК РФ "Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя"? Получается работодатель добровольно с учётом финансового состояния на предприятии может увеличить размер доплат, увеличить продолжительность дополнительного отпуска? 2. При каких условиях законно можно увеличить продолжительность рабочего времени работников, занятых на работах с вредными условиями труда (класс 3.1 - по результатам аттестации рабочих мест (далее - АРМ))? 3. Условия труда характеризуются как вредные на основании результатов АРМ. Если в ходе ее проведения установлено, что воздействие на работников вредных производственных факторов можно устранить, то после их устранения компенсации (сокращённый рабочий день и др.) могут не применяться или нужно провести специальную оценку условий труда (далее - СОУТ), чтобы доказать, что действительно производственный фактор был устранён? 4. Являются ли результаты АРМ и СОУТ юридическим обоснованием предоставления гарантий и компенсаций? 5. В случае отсутствия АРМ и СОУТ работодатель предоставляет работникам с вредными условиями труда дополнительный отпуск, устанавливает сокращённый рабочий день согласно не отменённых Списков, а каким образом он может предоставлять доплаты? 6. Подлежат ли затраты на предоставление компенсаций за вредные условия труда налогообложению НДФЛ и ЕСН?
Да, работодатель может самостоятельно увеличить размер доплат за вредные работы, дополнительный отпуск и сокращенное рабочее время. Обращаем внимание, что законодательно устанавливается минимальный размер гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю, увеличить данную продолжительность рабочего времени работодатель не может (за исключением случая, когда заключается отраслевое (межотраслевое) соглашение и коллективный договор, а также когда имеется письменное согласие работника на это).
Если вредные условия труда уже установлены, то гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда можно отменить только после проведения специальной оценки условий труда и установления отсутствия данных условий.
Да, результаты АРМ и СОУТ являются юридическим обоснованием предоставления работникам гарантий и компенсаций.
Различные доплаты могут устанавливаться работникам трудовым договором, коллективным договором, локальными актами работодателя. Для установления гарантий, связанных с вредными условиями труда, работодателю необходимо провести специальную оценку условий труда. И по результатам данной оценки должны быть предоставлены соответствующие компенсации. С 28.12.2013 г. в ч. 2 ст. 57 ТК РФ установлено, что условия труда на рабочем месте являются обязательным для включения в трудовой договор условием.
Порядок налогообложения не относится к компетенции Роструда. За разъяснениями по вопросам налогообложения рекомендуем Вам обратиться в федеральную налоговую службу РФ.
Правовое обоснование:
Обязательными для включения в трудовой договор являются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте (ч. 2 ст. ст. 57 ТК РФ).
Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере (ч. 1 ст. 147 ТК РФ).
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ч. 2 ст. 147 ТК РФ). Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором (ч. 3 ст. 147 ТК РФ).
Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю (п. 4 ч. 1 ст. 92 ТК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 92 ТК РФ продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени, указанная в абзаце пятом части первой статьи 92 ТК РФ, может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами (ч. 3 ст. 92 ТК РФ).
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда (ч. 1 ст. 117 ТК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 117 ТК РФ минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда (ч. 3 ст. 117 ТК РФ).
В соответствии с абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Классы (подклассы) условий труда на рабочих местах устанавливаются по результатам проведения специальной оценки условий труда (ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ О специальной оценке условий труда).
В соответствии с п. 5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости" данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Положение о федеральной налоговой службе утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506. Согласно п. 1 Положения Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5.6 Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.