В соответствии с п. 5 части 1 ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" курение табака в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, запрещено.
Правомочно ли отведение мест для курения на территории гостиничного комплекса? Возможно ли отведение изолированного помещения, которое оборудовано системами вентиляции?
Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон N 15-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака и осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности.
Основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака; системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, непрерывность и последовательность их реализации; открытость и независимость оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака; информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма (ст. 4 Закона N 15-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 12 Закона N 15-ФЗ для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно, размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого утверждены приказом Минздрава России от 12.05.2014 N 214н.
За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 23 Закона N 15-ФЗ).
Отметим, что действующее законодательство не обязывает собственников территорий, зданий, объектов, где курение запрещено, или уполномоченных ими лиц организовывать места для курения табака, но императивно предписывает им обязанность ограждать своих работников, иных граждан от негативного воздействия табачного дыма. Неисполнение именно этой обязанности квалифицируется как правонарушение, за которое предусмотрены различные виды юридической ответственности.
В ст. 12 Закона N 15-ФЗ приведен перечень мест, где курение табака запрещено, из содержания которой следует, что в одних случаях запрет распространяется как на территорию организации (объекта), так и на помещения, расположенные в здании организации (смотрите, например, п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ), в других - только на помещения. К числу последних, в частности, отнесены помещения, предназначенные для предоставления гостиничных услуг*(1) (п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ); помещения, в которых организованы рабочие места и рабочие зоны (п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).
Таким образом, курение табака запрещено не во всех помещениях гостиницы, а только в тех, которыми пользуются постояльцы (гостиничные номера, холлы, лестничные клетки и иные помещения), а также персонал гостиницы. При этом данный запрет не касается территории, прилегающей к гостиничному комплексу, если сама гостиница не располагается в запретной зоне (например на территории вокзала, аэропорта и т.п.). То есть просто на улице курить не запрещено. Причем Закон N 15-ФЗ в этом случае не вменяет собственнику гостиницы (уполномоченному им лицу) оборудовать место для курения на открытом воздухе.
Выделение специальных комнат для курения табака в гостиницах Законом N 15-ФЗ не предусмотрено (смотрите ч. 2 ст. 12 Закона N 15-ФЗ), но и прямого запрета на их организацию не содержится. Действующие Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.1.1312-03 "2.2. Гигиена труда. Проектирование, строительство реконструкция и эксплуатация предприятий. Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.04.2003 (далее - СП 2.2.1.1312-03), предусматривают, что места для курения проектируются с учетом избежания контакта некурящих с табачным дымом и изолируются от всех санитарно-бытовых помещений (п. 5.8 СП 2.2.1.1312-03).
Пунктом 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390), запрещается курение на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, в злаковых массивах и на сенокосных угодьях, на объектах торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках. На руководителя организации возлагается обязанность обеспечить на территории организации наличие знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено" и знаков "Место для курения". Как видим, гостиницы в этом списке не поименованы.
Исходя из приведенных норм полагаем, что гостиница может по своему усмотрению оборудовать специальные места для курения с соблюдением действующих в настоящее время Правил N 390 и СП 2.2.1.1312-03. Подтверждение данного вывода можно обнаружить и в материалах судебной практики применительно к иным хозяйствующим субъектам, для которых установлены аналогичные запретительные нормы (смотрите, к примеру, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.11.2014 N 02АП-8656/14; постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 N 13АП-30935/14). При этом, на наш взгляд, курительная комната должна быть оснащена с учетом Требований к оборудованию изолированных помещений для курения табака, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Министерства здравоохранения РФ от 28.11.2014 N 756/пр/786н, а именно: дверью или аналогичным устройством, препятствующим проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения, с внешней стороны которой размещен знак "Место для курения"; пепельницами; искусственным освещением; огнетушителем; приточно-вытяжной системой вентиляции с механическим побуждением, обеспечивающей ассимиляцию загрязнений, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, а также препятствующей проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения; соответствовать гигиеническим нормативам содержания в атмосферном воздухе загрязняющих веществ ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест"; ГН 2.1.6.2309-07 "Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест"; санитарным правилам "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01".
Кроме этого, помещение для курения должно быть изолировано и недоступно для некурящих постояльцев и работников гостиницы, а также не должно иметь своим назначением предоставление гостиничных и иных дополнительных услуг. Несоблюдение перечисленных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.25 КоАП РФ (смотрите, к примеру, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 N 17АП-14420/14).
Подчеркнем, что изложенное является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений по данному вопросу нам обнаружить не удалось. Судебная практика, ввиду непродолжительности действия анализируемых норм, тоже пока не сложилась.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
19 ноября 2015 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Под гостиничными услугами понимается комплекс услуг по обеспечению временного проживания граждан в гостинице, включая сопутствующие услуги, перечень которых определяется исполнителем (п. 3 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085, далее - Правила). Схожее определение гостиничных услуг содержится и в п. 3.2.1 национального стандарта Российской Федерации "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования. ГОСТ Р 51185-2008", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 518-ст, где прописано, что гостиницы предоставляют услуги размещения и в большинстве случаев услуги питания, имеющие службу приема, а также оборудование для оказания дополнительных услуг. Иными словами, гостиничная услуга включает в себя основную услугу - предоставление потребителю временного проживания - и некий перечень дополнительных гостиничных услуг. Таковыми, в силу п. 27 Правил, к примеру, являются: вызов скорой помощи, других специальных служб; пользование медицинской аптечкой; доставка в номер корреспонденции, адресованной потребителю, по ее получении; побудка к определенному времени; предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов и т.п.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.