Дополнительное профессиональное образование: особенности законодательного и нормативного правового обеспечения
И.Ю. Колосова,
эксперт журнала
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2015 г.
Статьей 10 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) предусмотрено, что образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Дополнительное профессиональное образование (ДПО) направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. В целях разъяснения норм Федерального закона N 273-ФЗ в части ДПО и в связи с многочисленными запросами, поступающими от образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение по соответствующим программам, Минобрнауки направило Письмо от 25.08.2015 N АК-2453/06 "Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО". Представим вашему вниманию вопросы, которые непосредственно связаны со спецификой нашего журнала.
О требованиях к образованию специалистов
В настоящее время в Единых квалификационных справочниках заложены определенные требования к образованию специалистов. С этими требованиями можно ознакомиться в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н.
Можно ли занимать должность "учитель" или "преподаватель", имея высшее образование или среднее профессиональное образование, не относящееся к области образования и педагогики или области, не соответствующей преподаваемому предмету?
В Письме N АК-2453/06 дан положительный ответ на указанный вопрос. Однако это возможно при следующих условиях.
На основании ч. 1 ст. 46 Федерального закона N 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью предоставлено лицам, имеющим среднее профессиональное или высшее образование и отвечающим квалификационным требованиям, обозначенным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. При этом в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих установлены следующие требования к квалификации:
- преподавателей (кроме преподавателей, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу вузов) - высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профессиональное образование и ДПО по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы;
- учителей - высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профессиональное образование и ДПО по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
С учетом приведенных норм чиновники ведомства сделали вывод: для занятия должности "преподаватель" либо "учитель" необходимо пройти обучение по дополнительной профессиональной программе в области образования и педагогики.
Обратите внимание! Согласно требованиям квалификационных справочников иногда наличия ДПО недостаточно для занятия определенной должности. Прием на работу относится к компетенции работодателя. Таким образом, если одним из требований при приеме лица на работу является наличие у него высшего образования в определенной области, например, по одной из специальностей укрупненных групп специальностей и направлений подготовки "гуманитарные и социальные науки", работодатель вправе отказать в приеме на работу специалисту с высшим техническим образованием и ДПО в области гуманитарных и социальных наук.
Федеральным законом N 273-ФЗ предусмотрено требование к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, о наличии должностей научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Если образовательная организация ДПО не реализует образовательные программы высшего образования и не испытывает необходимости в найме научных работников в силу специфики своей деятельности, распространяется ли в данном случае нормативно закрепленное требование о наличии должностей научных работников на образовательную организацию, осуществляющую образовательную деятельность исключительно в сфере ДПО?
Организация ДПО - это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (ч. 3 ст. 23 Федерального закона N 273-ФЗ). Согласно ч. 4 ст. 23 Федерального закона N 273-ФЗ такие организации вправе осуществлять образовательную деятельность по программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения.
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам (ч. 1 ст. 50 Федерального закона N 273-ФЗ).
При этом научные работники образовательной организации наряду с обязанностями, предусмотренными законодательством о науке и государственной научно-технической политике, обязаны формировать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки, а также развивать у них самостоятельность, инициативу, творческие способности (ч. 3 ст. 50 Федерального закона N 273-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона N 273-ФЗ установление штатного расписания, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами РФ, относится к компетенции образовательной организации. Следовательно, решение о наличии в штатном расписании должности научного работника либо ее отсутствии принимает образовательная организация.
О нюансах обучения по программам ДПО сотрудников организации
Педагогические работники имеют право на получение ДПО по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года. За чей счет должно проводиться обучение и кто должен его организовывать? Создание условий и организация получения работниками ДПО относятся к компетенции образовательной организации (п. 5 ч. 3 ст. 28 Федерального закона N 273-ФЗ).
Кроме того, в соответствии со ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и получения ими ДПО для собственных нужд определяет работодатель.
Подготовка работников и получение ими ДПО осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Что касается расходов на обучение, в силу п. 3 ст. 264 НК РФ расходы налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика включаются в состав прочих расходов.
Таким образом, организация и оплата обучения по дополнительным профессиональным программам работников относятся к компетенции работодателя.
Имеют ли право на получение ДПО лица, окончившие одногодичные педагогические классы при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений с присвоением квалификации "Воспитатель детского сада"? Согласно ч. 3 ст. 76 Федерального закона N 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
- лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
- лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Одногодичные педагогические классы при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений функционировали в соответствии с Временным положением об одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, утвержденным Приказом Минпроса СССР от 14.01.1981 N 6 (далее - Временное положение).
В силу п. 9 Временного положения слушателям педагогических классов, успешно выполнившим учебный план и сдавшим выпускные экзамены, присваивалась квалификация "Воспитатель детского сада" и выдавалось удостоверение установленного образца.
Следует отметить, что в период принятия и действия Временного положения общественные отношения в области народного образования регулировались Законом СССР от 19.07.1973 N 4536-VIII "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании" (далее - Закон СССР N 4536-VIII). Согласно ст. 5 названного закона система народного образования в СССР включала дошкольное воспитание, общее среднее образование, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, внешкольное воспитание.
В соответствии со ст. 31 Закона СССР N 4536-VIII профессионально-техническое образование молодежи осуществлялось в профессионально-технических учебных заведениях единого типа - средних профессионально-технических училищах, обеспечивающих планомерную подготовку квалифицированных рабочих кадров. Среднее специальное образование осуществлялось в техникумах, училищах и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к средним специальным учебным заведениям (ст. 39 данного закона).
При этом образование, которое получалось в результате окончания одногодичных педагогических классов при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, не приравнивалось ни к одному из вышеуказанных уровней образования.
Кроме того, в соответствии с п. 7, 13 Временного положения слушателей одногодичных педагогических классов приравнивали к учащимся педагогических училищ только в отношении стипендиального обеспечения, а лиц, окончивших указанные классы, - к лицам, окончившим педагогические училища, только по оплате труда.
К сведению. Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в РФ до дня вступления в силу Федерального закона N 273-ФЗ, приравниваются к уровням образования, предусмотренным настоящим законом, в порядке, определенном ч. 1 ст. 108 данного закона.
С учетом изложенного обучение в одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений не может быть приравнено к начальному профессиональному образованию, а соответственно, и к среднему профессиональному образованию по действующему законодательству РФ в сфере образования.
Таким образом, лица, прошедшие обучение в одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, не могут быть допущены к освоению дополнительных профессиональных программ.
О регулировании учебной нагрузки педагогических работников в системе ДПО
Каким нормативным правовым актом регулируется учебная нагрузка педагогических работников образовательных организаций ДПО? 10 марта 2015 года вступил в силу Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре". Данным приказом утвержден порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, который предусматривает правила определения такой учебной нагрузки, основания для ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки в зависимости от должностей и (или) специальностей педагогических работников с учетом особенностей их труда.
Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и основания для ее изменения закреплены в разд. VI приложения 2 к Приказу Минобрнауки РФ N 1601. Положения названного раздела применяются в том числе для педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам. Кроме того, согласно п. 6.5 этого раздела соотношение учебной нагрузки педагогических работников, установленной на учебный год, и другой деятельности, предусмотренной должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом (научной, творческой, исследовательской, методической, подготовительной, организационной, диагностической, лечебной, экспертной, иной деятельности, в том числе связанной с повышением своего профессионального уровня), в пределах установленной продолжительности рабочего времени определяется локальным нормативным актом организации в зависимости от занимаемой работником должности.
О продолжительности отпуска педагогического работника организации ДПО
Какова продолжительность отпуска педагогического работника организации ДПО? В Письме N АК-2453/06 специалисты Минобрнауки представили свои разъяснения, взяв за основу Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам".
В соответствии с этим постановлением отпуск продолжительностью 56 календарных дней предоставлялся следующим педагогическим работникам, занимавшим должности в образовательной организации ДПО (повышения квалификации) специалистов: ректорам (директорам), первым проректорам, проректорам (заместителям директоров), директорам (заведующим) филиалов образовательных учреждений, профессорско-преподавательскому составу, воспитателям, методистам, концертмейстерам, педагогам-психологам, заведующим докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными подразделениями, руководителям (заведующим) производственной практикой, ученым секретарям, педагогам дополнительного образования.
При этом для заместителей деканов факультетов, директоров (заведующих) филиалов, заведующих докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными структурными подразделениями, руководителей (заведующих) производственной практикой, ученых секретарей продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней при условии ведения ими в учебном году в одном и том же образовательном учреждении высшего профессионального образования или образовательном учреждении ДПО (повышения квалификации) специалистов преподавательской работы в объеме не менее 150 часов.
При выполнении вышеперечисленных условий педагогический работник имел право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней. Если данные условия не соблюдались, в соответствии со ст. 115 ТК РФ работнику предоставлялся такой отпуск продолжительностью 28 календарных дней.
Однако с 25.05.2015 Постановление Правительства РФ N 724 перестало действовать в связи с вступлением в силу 26 мая 2015 года Постановления Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках".
Согласно нормам разд. III приложения к Постановлению Правительства РФ N 466 на отпуск продолжительностью 56 календарных дней в организациях ДПО могут рассчитывать:
1) педагогические работники, должности которых указаны в разд. I Номенклатуры должностей*(1);
2) руководители, должности которых поименованы в подразд. 1 разд. II данной номенклатуры;
3) руководители, должности которых названы в подразд. 2 разд. II номенклатуры, при условии что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"